О стратегии развития воспитания 2015-2025 – вводная часть

 Проект «Стратегии развития воспитания 2015-2025» (редакция от 13 января 2015) разработан по поручению Минобрнауки РФ. Я бы рекомендовал ознакомиться с этим документом  учителям и неравнодушным родителям.  В десяти страницах вордовского текста озвучена программа государства на десять следующих лет вперед. Кто бы и что не говорил, но главное богатство любой страны – это люди, и поэтому вопрос о воспитании подрастающих поколений всегда имеет первостепенное значение для жизни государства.

Чтобы обсуждать достоинства или недостатки стратегии, необходимо обозначить, с каких позиций мы это делаем. Ведь стратегия – это программа действий, а прежде чем действовать, надо, как минимум, представлять себе:
а) текущее положение дел,
б) чего мы хотим достичь,
в) какие препятствия на пути.

По сути, стратегия воспитания должна давать ответ на стоящие перед страной проблемы и вызовы. Если эти проблемы и вызовы явным образом не обозначить, любая критика стратегии будет «пальцем в небо». Правильный подход: сначала концепция, потом стратегия.

Прежде всего, надо честно признать, что государственные институты, отвечающие за воспитание молодых россиян, находятся не в лучшем состоянии. Чтобы понять почему, нужно взглянуть, что происходило в сфере воспитания за последние двадцать лет.

В начале девяностых  под лозунги «Школа не воспитывает!», «Законы государства в области воспитания заканчиваются перед оградой средней школы» происходило отчуждение воспитательной функции от школ. Учителя с этим боролись как могли, но успехов эта борьба не принесла.

Процитирую доктора философских наук Игоря Ильинского, фрагмент из статьи «Эти странные Российские реформы»:

«...в 1994 году воспитательная функция была изъята из школ и вузов; воспитатели оказались без работы, бросились искать другие способы самопрокорма. Эта ситуация продолжалась около пяти лет. Пока не пришло озарение: «С исчезновением воспитания в России исчезло и образование, а осталось только обучение». Тогда министр образования тех лет В. М. Филиппов выступил в «Российской газете» со статьей «Не хочу быть министром обучения!».

Под моим руководством был подготовлен доклад Комитета РФ по делам молодежи правительству России, в котором мы доказывали ошибочность изъятия воспитательной функции из школ и вузов. Доклад наш на очном обсуждении правительство признало «очернительским», запретив рассылку в регионы. Но через пять лет ошибку эту признали, воспитательную функцию вернули в школы и вузы.

Однако кадры воспитателей, знания и опыт в этой области были утрачены» .

В 2001 году были подготовлены программы патриотического воспитания. Тем не менее, в целом положение с воспитанием в стране оставалось неудовлетворительным.

В вышедшей в декабре 2001 года «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» о воспитании не сказано почти ничего, за исключением вот этого положения: Исключительная роль  в  решении  задач  воспитания принадлежит семье.

Т.е. недостаток школьного воспитания предлагается компенсировать в семье. Семья, разумеется, имеет огромное значение для ребенка. Однако институт семьи находится не в лучшем состоянии после «лихих девяностых».  В проекте государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года» (опубликована в «Учительской газете», №21 от 25 мая 2004 года) говорится следующее:

В России состояние институтов воспитания и детской среды продолжает оставаться проблемным по всем показателям.

Российская семья не обеспечивает полноценное воспитание детей, практически утратила контроль за свободным временем детей и подростков, проигрывает во влиянии на ребенка другим факторам социализации.

В 1990-е годы был существенно ослаблен педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства.
За последние 10 лет произошло значительное снижение количества читающих детей, вдвое сократилось число подростков, посещающих учреждения культуры, в частности театры.

Утеряна культура восприятия театрального искусства, разорваны связи между школой и театром. Репертуарная политика не способствует воспитанию подрастающего поколения в силу объективных причин.

Главное место в структуре досуга у четверти подростков занимает компьютер.

На российском телевидении доминирует американский кинематограф (около 40% транслируемых фильмов). Любимый фильм у 70% подростков - американского производства. В среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия и эротики.

Ежедневно российский подросток видит не менее 9 сцен насилия, агрессии или эротики.
Убирая воспитание из школы, государство сбросило с себя воспитательную нагрузку. Семья кое-как понесла эту ношу,  но именно что «кое-как». Ведь возможности отдельной семьи ограничены, родителям трудно своими силами компенсировать ослабление педагогического потенциала школ, учреждений культуры, средств массовой информации.

Для воспитания детей, нужны положительные социальные образцы. Дети младшего возраста воспринимают такие образцы  из сказок, мультфильмов и т.д. Для детей постарше источником подобного рода образцов могут стать реальные и литературные герои, исторические деятели.

Социологическое исследование детских рисунков, проведенное родительской общественной организацией РВС в 2012 году,  выявило, что 76% детей в возрасте от 5 до 13 лет по просьбе изобразить своего героя, начинают рисовать героев иностранных мультфильмов: губка Боб, феи Винкс, человек-паук и т.д. Это значит, что мы проигрываем борьбу за сознание наших детей. Чужая культура с ее образцами оказывается ближе нашим детям, чем собственная.

Свою негативную роль в формировании патриотических взглядов у поколений молодых россиян также сыграло начавшееся в конце 80-х агрессивное очернение советской истории, которое, постепенно вылилось в очернение истории вообще, разрушение идеалов, формирование у населения комплекса неполноценности.

Вот что по этому вопросу сказал бывший руководитель Педагогического музея А. С. Макаренко Антон Семенович Калабалин – человек, который всю  жизнь посвятил воспитанию детей:

Не может нормально жить, расти страна, в которой погасло чувство патриотизма.

Пропала духовность, чувство любви к родине. Назову одну из причин: не знаю, какой еще народ так хает свою страну, как наш. Все в прошлом было плохо, давай это рушить, бери, хватай, что можешь… Алчность, лютая жадность, страсть любой ценой ухватить кусок вкусного пирога, просто поражают.

Понимаю, как трудно сегодня воспитать детей в духе патриотизма, когда со всех каналов телевидения льется грязь на наше прошлое, а наше сегодня представляется как серия катастроф.
Все опросы показывают, что отношение российского населения к советскому периоду в целом положительное. В советскую эпоху было много людей, которые своим самоотверженным трудом, своей воинской доблестью и самопожертвованием показали примеры героизма и подлинной любви к Родине. Вместо того чтобы опереться на позитивные образцы советского времени, многие российские деятели культуры, кинорежиссеры изображают советское прошлое в темных тонах, выпячивая негатив и игнорируя достижения. Такое положение дел, когда обществу пытаются навязать однобокий и необъективный взгляд на историю, выкинуть из этой истории то хорошее, что может служить примером для детей - все это плохо сочетается с патриотическим воспитанием.

* * *

Говоря о текущем положении дел, мы должны честно признать, что в сфере воспитания подрастающих поколений имеются  серьезные проблемы. Этих проблем много, их не удастся решить в одночасье. Мы также должны признать, что проблемы усугубились неверными стратегическими решениями - попыткой сбросить на гражданское общество те задачи, которые могут  быть эффективно решены только на государственном уровне.

Повлиять на сложившуюся ситуацию  непросто, но сначала надо, хотя бы признать и исправить допущенные ошибки.  Государство должно отказаться от навязываемой ему либеральной модели «ночного сторожа»  (я говорю именно о сфере воспитания). Государство  имеет право активно проводить свою политику (в т.ч. через школы), и оно обязано делать это тем настойчивее, чем серьезнее стоящие перед страной вызовы.

Одной из главных задач государства является формирование у молодых россиян того, что австрийский психолог Адлер называл «общественное чувство».

Адлер пишет:

... У многих детей и взрослых существует тенденция объединяться с другими людьми, осуществлять свои задачи в сотрудничестве с другими и в целом быть полезными с социальной точки зрения. Подобные проявления лучше всего определить термином «социальное чувство».

...Индивидуальная психология подчеркивает то обстоятельство, что у всех духовно несчастных, дурно воспитанных и невротических натур в детстве не было условий для развития присущего им социального чувства, и поэтому им также недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силах, имеющих своим непосредственным источником это чувство.

Общественное чувство несовместимо с индивидуализмом. Адлер утверждает:
действительное счастье возможно лишь тогда, когда человек будет отдавать, что человек, живущий для других, будет счастливее индивидуалиста, стремящегося к собственному превосходству.

Социальное чувство формируется в совместной игре, совместной работе, в походах, коллективном решении сложных задач. Нередко приходится слышать, как люди старшего  поколения со вздохом говорят  о том, что у их детей есть компьютеры, телефоны, гаджеты, дорогие игрушки, много мультиков, только детства, как такового, нет.
Действительно, в советское время дети находились в гораздо более плотном контакте друг с другом. Октябрята, пионеры, комсомольцы, совместная работа, совместный отдых, пионер-лагеря и многое другое способствовало формированию общественного чувства у детей.  Новые поколения россиян в этом смысле находятся на «голодном пайке».

* * *

На этом я заканчиваю вводную часть и следующую статью посвящу  разбору стратегии воспитания 2014-2025 с озвученных выше позиций.  Продолжение следует.

Сергей Трубников, РВС.

Источник иллюстрации