Сергей Вячесоавович Савельев. Российский учёный, эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН.
Важным аспектом правильного понимания роли мифа является адекватное соотношение его с рациональным знанием (логосом). Очень часто одно противопоставляют другому. Такой подход является в корне неверным. Миф и логос в человеческом сознании дополняют друг друга, обеспечивая «множеству знания» полноту. Даже в тот период, когда мифологическое мышление было превалирующим в человеческой культуре, это не означало, что рациональное у людей отсутствовало. Обе формы мышления возникли, скорее всего, одновременно, но именно благодаря рациональному мышлению люди научились компенсировать физические недостатки, развивать технологии, накапливать практические знания, обеспечивая этим себе преимущество в борьбе за существование.
И хотя с тех пор рациональное мышление проделало колоссальный путь, на каком-то этапе даже став лидирующей формой, тем не менее оно до сих пор не в состоянии дать удовлетворительный ответ на многие важные для человека вопросы мироздания. Рациональное знание едва ли когда-нибудь сможет дать утешение, примирить человека со смертью или воодушевить на самопожертвование. Что же говорить о доисторических временах, когда логос даже в языке еще не имел необходимых инструментов для полноценного функционирования? Поэтому естественно что как тогда, так и сейчас человек, не находя рациональных ответов, стремится получать их с помощью мифа и мифологического мышления.
Даже на уровне физиологии разные типы мышления базируются на разных областях мозга, хотя в той или иной мере всегда одновременно работают все области. При рациональном мышлении большую роль выполняет присущая только человеку вторая сигнальная система. В мифологическом — существенная нагрузка приходится на эмоциональные центры, то есть на более древнюю лимбическую систему [5, 37]. Подробнее психофизиологический базис мышления будет рассмотрен далее. Тут же хочется еще раз обратить внимание на то, что даже на физиологическом уровне рациональное мышление и эмоциональное не противопоставляются, а дополняют друг друга.
[7, 97-98]
И у мифа, и у логоса есть свои ограничения, свои сильные и слабые стороны. Но интуитивно люди еще в глубокой древности поняли, что между ними нет противоречия, что они дополняют друг друга и что для выживания человечеству необходимо поддерживать правильный баланс. В обществах же, где такой баланс нарушался, как правило, начинались деструктивные процессы, часто приводившие их к катастрофам.
И вторым важным моментом, вытекающим из соотношения рационального и эмоционального мышления, является то, что оба эти типа мышления всегда присутствуют в сознании человека, меняется лишь их соотношение. И чем меньше в сознании будет рационального, тем неизбежно будет становиться больше эмоционального. А чем больше будет эмоционального, тем легче будет воздействовать на сознание извне. Как и почему это происходит, мы рассмотрим в следующей части.
Резюмируя, еще раз отметим ключевые для правильного понимания сути мифа моменты:
-
Миф является одной из форм познания мира первобытным человеком и стартовой точкой развития человеческого мышления.
-
Миф не противостоит логосу, а дополняет его, обеспечивая полноту «множеству знания».
-
Миологическое мышление является составной частью человеческого сознания. Человечество сформировалось и большую часть времени просуществовало в рамках мифологического мышления.
-
Мифологическое мышление зародилось и развивалось как способ эмоционально-чувственного познания мира в условиях неразвитости у первобытного человека абстрактного и причинно-следственного мышления.
-
Мифологическое мышление ориентированно на «метафизические» проблемы, такие как тайна рождения, смерти, судьбы, предназначения и т. д.
Список литературы
-
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа, 3-е изд., — М.: Вост. лит., 2000. — 407 с.— ISBN 5-02-017878-0 {10}
-
Мелетинский Е.М. От мифа к литературе, — М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), 2001. — 168 с. — ISBN 5-7281-0095-3. {V}
-
Элиаде М. - Мифы. Сновидения. Мистерии. Пер.с англ.- К.Ваклер, 1996. - 288 с. Серия «Актуальная психология». ISBN 5-87983-027-6, серия 5-87983-038-1 («Рефл-бук») ISBN 966-543-015-7 («Ваклер») {14}
-
Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М.: Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}
-
Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}
-
Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего ближнего востока, М:Наука, 1986, 208 с. {4}
-
Савельев С.В. Двойственность поведения приматов, из сборника «Как человек заселил планету Земля», 2006, 318с, ISBN 5–7728–0145–3 {I}
Начало цикла статей здесь