Оптимизацией наши изобретательные реформаторы назвали объединение нескольких школ и дошкольных учреждений в один "образовательный комплекс".
В чем основная опасность этого новшества? Прежде всего в том, что оно уничтожает систему гимназий и лицеев, существовавшую в постсоветский период. О роли лицеев и гимназий можно судить по тому, что говорит о математических лицеях доктор физ.-мат. наук, профессор А.В. Иванов:
Дело в том, что для успешного результата ЕГЭ достаточно решить несколько чрезвычайно примитивных задач, что гарантирует хороший аттестат и дает большие шансы для поступления в любой институт, в том числе инженерно-технический. А вот решению задач повышенного уровня сложности, которые есть в ЕГЭ, обычная школа не учит. Такие знания дают только спецшколы. То есть последний оставшийся в нашей стране островок, где еще можно получить настоящие знания по математике, – это спецшколы. И вот именно против этих, всё еще имеющихся в нашей стране учебных заведений, направлена оптимизация.
Что же такое эта очередная оптимизация, как она призвана уничтожить остатки образования в нашей стране?
Во-первых, само объединение разнородных учреждений в один "комплекс" призвано нивелировать разницу между ними.
Во-вторых, "образовательные комплексы" будут нацелены на выполнение ФГОСов при подушевом финансировании. Другими словами, учитель будет получать зарплату за выполнение строго ограниченного числа часов по каждому предмету.
В-третьих, если школа захочет продолжать работать по сложившейся системе с усиленным преподаванием тех или иных предметов – финансирование на них выделяться не будет. Это должны будут оплачивать родители, а если они не захотят, то учителям придется работать, что называется, на голом энтузиазме.
Еще нужно упомянуть о тех "плюсах", ради которых и затевается оптимизация, – мол, учителя в отдельных школах не добирают часов, а так они будут работать в нескольких школах и получать зарплату более обоснованно.
Это, в свою очередь, приведет к сокращению числа учителей и к дополнительной нагрузке на оставшихся, которые будут вынуждены преподавать в нескольких школах, объединенных в один "образовательный комплекс". Всем будут управлять директора комплексов, у которых многократно увеличатся возможности для самодурства, произвола и коррупции.
Размах этой "оптимизационной реформы" поражает. Она проводится одновременно по всем школам и дошкольным учреждениям страны.
Как всегда, непродуманно и директивно.
Юлия Гончарова, РВС.