Многодетная мать из Пензы пожаловалась в прокуратуру, что ее сына администрация школы лишила завтрака и обеда. Пока весь класс ходил обедать, ребенок сидел в кабинете голодным и ждал своих одноклассников.
Оказывается, для того, чтобы ребенка в школе кормили, его мать должна согласиться передать его личные данные третьим лицам. Да, для того, чтобы первоклассник мог получать положенное питание в школе, родители должны подписать договор на получение карты питания “Лоцман”, что предусматривает передачу личных данных ребенка третьей стороне.
Причем не указывается, кому именно будут данные ребенка предоставлены. Просто “третьим лицам”. Мать отказалась.
Конечно, логично предположить, что данные требуются финансовым органам Министерства образования, которое будет выделять деньги на питание ребенка. Примерно об этом говорит и директор школы. Ситуацию она прокомментировала так: “Я не заставляю их (данные) давать, но допустим кормить ее по заявленной льготе без заявлений я не могу. Она не хочет писать заявление. Что мне делать?”
Впрочем, что делать директриса нашлась. Многодетная мать была вызвана к директору, там, в присутствии сотрудника МВД, ей без обиняков сказали, что без заключения договора ребенок останется голодным. И остался! Именно после этого отказа родительницы передать данные третьим лицам (а мы помним, что проблема именно в этом!) ребенок остался без обеда.
Я честно попытался тут встать на место директора школы и понять её. Да, не она организовывала систему питания в школах, эта система спускается сверху. Не она требует установки металлодетекторов и не пускает родителей в школы. Не она придумала электронные дневники и систему “Сферум”. Но мне стало непонятно, почему директор выполняет роль коллектора, выбивая из родителей согласие пользоваться этими благами цивилизации.
«Мы все работаем на платформе «Сферум». Это был приказ», — говорит директриса.
Надо сказать, что у директрисы к матери ребенка много претензий. Конфликт родительницы и администрации школы не первый и не по одному вопросу. Между ними давно идет нешуточная борьба, родительница требует соблюдения прав ее детей, администрация школы вынуждена ей отвечать.
Родительница опасается передавать личные данные ребенка не только при составлении договора питания, но и для работы с электронным дневником. Ранее женщина требовала (и требование ее законное), чтобы ее ребенок не проходил в школу через рамку металлодетектора, а проходил альтернативным путем.
«Я не могу отключить рамку, — говорит директор — У меня 1100 детей. Только детей!... Школа — объект первой категории!», - жалуется директор.
И директора тоже можно понять. У нее больше тысячи детей. Только непонятно, почему раньше, в «тоталитарные» советские годы, не было ни рамок, ни решеток, ни турникетов, а сейчас, в свободной демократической стране вдруг это все понадобилось. Да еще родителям запрещают входить в школу.
Школа, превращенная в территорию, огороженную решетками, с турникетами и металлодетекторами на входе, куда запрещен проход родителям, все больше походит на тюрьму. Де-юре в законе прописана добровольность пользования всеми этими демократическими средствами обеспечения безопасности.
Как говорил Калина Иванович в “Педагогической поэме” — “Теорехтически это, конечно, лошадь, а прахтически так она падает”.
Теоретически, вы можете потребовать, чтобы ваш ребенок не проходил через рамку металлодетектора. Ведь нет никаких исследований, подтверждающих, что она не наносит вреда детям, если они проходят через них по нескольку раз в день на протяжении почти десятка лет. Но оказывается, школа — охраняемый объект, детей надо досматривать, а поэтому за это право вам надо будет бороться!
Теоретически, вы можете потребовать, чтобы ваш ребенок пользовался бумажным дневником и его данные не светились в системе электронных дневников, поскольку есть опасения, что там его данные могут быть доступны неизвестным “третьим лицам . Но и за это право вам надо будет бороться! Потому что школам спустили приказ!
Теоретически, вы можете потребовать, чтобы с вас не требовали личных данных вашего ребенка для получения питания. Но практически, ваш ребенок останется голодным. Даже если вы многодетная мать и вам положены льготы.
Кто-то может сказать, что многодетная мама просто излишне нервная и зря беспокоится и вообще, никому личные данные ее ребенка не нужны и ничто ей и ее ребенку не угрожает. Но многочисленные взломы баз личных данных доказывают обратное – за информацией о гражданах, в том числе и детях, охотятся, и делают это нечистые на руку люди.
Звонки мошенников из “службы поддержки банка” уже стали притчей во языцех, но нет, как только заходит речь о том, что родители боятся за личные данные своих детей, кто-нибудь да покрутит пальцем у виска, мол “перегрелись”.
К сожалению, у нас любят вешать ярлыки на людей, имеющих свое мнение. Мне не раз приходилось слушать о них очень неприятные вещи от вроде бы интеллигентных людей.
Кстати, как мы помним, совсем недавно всех, кто во время ковидной истерии протестовал против принудительной вакцинации и призывал к публичной дискуссии по этому поводу, записывали в антипрививочники и даже обвиняли в смертях других людей! А сегодня по той же схеме навешивают ярлыки на родителей, которые реально обеспокоены безопасностью своих детей.
И чиновники продолжают спускать приказы, а школы постепенно все больше начинают напоминать пенитенциарные учреждения с электронным контролем, куда родители не имеют права входить! А обязанности учителей и администрации школы все меньше похожи на обязанности педагога, и все больше напоминают обязанности надсмотрщика в отношении детей и коллектора в отношении родителей.
А что должны делать родители? А что должны делать учителя и директора? Главное, что крайними тут оказываются дети.
Уже через несколько дней после моего звонка в школу я поинтересовался, по-прежнему ли ребенок остается голодным и ждет в классе, когда его одноклашки, чьи личные данные эта загадочная “третья сторона” уже получила, обедают? Оказывается, ребенка начали кормить. Без предоставления данных третьим лицам. Оказывается, так можно. Но только если вы поднимите шум и заработаете очередной ярлык на свой счет.
Так кому нужны эти личные данные? И зачем? Почему школы все меньше напоминают вторую семью, как это было с советскими школами, и все больше напоминают детские гетто? Кто сталкивает работников системы образования и родителей?
Система образования превращается в систему слежения. Родители и учителя заняты не образованием детей, а войной друг с другом.
Рустам Валиев