Президенту Российской Федерации Путину В. В.
от Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС)
Открытое обращение родительской общественности
Уважаемый Владимир Владимирович!
Сфера образования в России находится в кризисной ситуации. Сейчас готовится внедрение большого количества новых подходов, которые нанесут очередной сокрушительный удар по российскому образованию. Обсуждение с обществом этих новых инструментов и стратегических документов откровенным образом профанируется. В августе 2025 года вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко заявил о том, что к 5 октября российское правительство намерено подготовить проект президентского указа об утверждении Стратегии развития образования на период до 2036 года. А это означает, что Вам его предложат для подписи в скором времени.
Разработка Стратегии развития образования до 2036 года стала одной из главных образовательных тем 2025 года. Эта работа была с помпой анонсирована, и с не меньшей помпой в августе был представлен предварительный вариант документа на Всероссийском педагогическом съезде.
Но даже в августе, когда было объявлено, что обсуждение Стратегии стало главной темой форума, сам документ официально опубликован не был. Во всяком случае, обнаружить его нам не удалось. В этом смысле особенно странно выглядят рассказы о том, что был организован широкий сбор мнений о Стратегии.
Казалось бы, Стратегия образования на предстоящее десятилетие, которое, совершенно очевидно, будет крайне непростым для страны, должна обсуждаться максимально широко. Ведь она затронет буквально все слои населения — начиная от подрастающего поколения и заканчивая всеми их родственниками вплоть до прабабушек и прадедушек. А поскольку, судя по доходящим до нас сведениям, Стратегия касается не только образования, но и воспитания, это не просто может, а должно затронуть каждого жителя страны.
Но вместо запуска широкого обсуждения Стратегии нас изредка кормили патетическими высказываниями о том, как эта Стратегия важна.
Среди гуляющих по Интернету документов один наиболее похож на предварительную версию этой самой Стратегии. За неимением лучшего, мы ознакомились с ним и пришли к выводу, что документ этот за отправную точку берет не реальное положение дел с образованием и воспитанием, а чиновно-лакированную версию действительности. В ней нет матерящихся и оскверняющих мемориалы подростков, нет жесточайшего дефицита педагогов, живущих на скудную зарплату и впахивающих за двоих, нет неэффективных программ и детей, выходящих из стен школ с отсутствием элементарных знаний и не способных учиться не только в вузах, но даже в ПТУ. Практика, при которой педагоги вузов и организаций профтехобразования вынуждены дотягивать студентов до приемлемого уровня, стала повсеместной.
Вместо признания всех этих разрушительных результатов «реформирования образования», проводившегося в течение нескольких десятков лет, нам рисуют образ мифической России, красующейся в мировых лидерах по образованию, активно выявляющей таланты и использующей новые, прогрессивные методы воспитания. Под ними понимаются еженедельный вынос флага РФ, проведение «Разговоров о важном» (многие из которых сопровождаются скандалами, но об этом в документе — ни слова) и «консолидация» молодежи в рамках «Движения первых».
Совершенно очевидно, что отправная точка движения играет решающую роль в том, будет ли достигнута точка конечная. Но даже при неверно заданной начальной точке есть шанс достигнуть финиша, если после старта направление движения будет корректироваться исходя из реальности. Для этого необходимо иметь этот самый корректирующий механизм, которым в демократическом государстве должны быть общество и его институты.
Однако, судя по «обсуждению» Стратегии, шансы на это практически нулевые. Выбор экспертов для обсуждения осуществлялся непрозрачно и при этом крупные экспертные сообщества (включая наше) оказались не востребованы. РВС, как одна из крупнейших родительских организаций, имеющая непрерывный контакт с родительским и педагогическим сообществами, занимающаяся аналитикой в области образования и воспитания, реализующая ряд успешных образовательных и воспитательных проектов, могла бы внести серьезный вклад в обсуждение Стратегии. Этого не произошло.
Но, как мы видим, фактически невостребованными оказались даже те эксперты, которые были включены в состав группы, работавшей над проектом Стратегии. По их словам, документ был им направлен в готовом виде и не подлежал пересмотру.
Такой подход указывает на незаинтересованность чиновников в широком обсуждении документа и подключении к этому обсуждению родительских и педагогических сообществ. Исходя из вышеперечисленного, нетрудно предположить, что реальные цели Стратегии не отвечают декларируемым, и нормальное обсуждение обнаружило бы это и не позволило чиновникам имитировать согласие общества с итоговым документом.
На такие мысли нас также наталкивают откровения реальных авторов трансформации российского образования (таких как директор Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков), которые ранее заявляли, что вскоре образование будет делиться на дорогое качественное, с живыми учителями, и дешевое массовое, в котором учителей заменит «цифра». Сейчас в России реализуется именно такая, сегрегационная, модель.
При этом ряд элементов этой модели, видимо, будет прописан в Стратегии, включая «флагманские» школы. Ученикам отдельных «флагманских» школ будет обеспечиваться лучшее образование, остальные же будут вынуждены довольствоваться суррогатом. Разумеется, в документе такая модель должна быть описана словами, маскирующими реальную суть вещей, что и делается, судя не только по неофициальным версиям Стратегии, но и по высказываниям чиновников — иначе неизбежен взрыв возмущения.
Мы неоднократно заявляли и продолжаем считать, что такая модель обрекает Россию не на рост, а на дальнейшую деградацию человеческого потенциала. Попытки реализовать ранний отбор талантов продиктованы одним, тщательно скрываемым, мотивом — экономией средств. Между тем весь мировой опыт (особенно крайне успешный советский) говорит, что только массовое качественное образование позволяет раскрыть максимально потенциал учеников и обеспечить страну кадрами, способными поддерживать ее безопасность и развитие. Ставка на узкий круг талантливых учеников обернется катастрофой, поскольку узкий круг без массовой подпитки снизу в конце концов сузится до нуля, а государству для выживания уже сейчас в огромном количестве нужны инженеры, ученые, высококвалифицированные рабочие. «Покупать» кадры по всему миру, как это делают США и другие страны, мы себе позволить не можем и не должны. Кроме того, талант проявляется не в самом раннем возрасте и нередко совершенно не обнаруживается рано.
Надежды же на новые инструменты образования — такие, как замена функций педагогов искусственным интеллектом (ИИ), использование ИИ в процессе обучения, цифровые и, в частности, дистанционные технологии — не основаны на научных данных, что на самом деле понимают и авторы трансформации отечественного образования. И потому умалчивается о результатах нынешних новаций — ведь похвастать там нечем, кроме как тяжелыми последствиями для психики детей от внедрения бессмысленной и беспощадной цифровизации и насыщения программ компьютерными играми, также пагубно влияющими на эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.
Приведем только один из примеров профанации работы по оздоровлению ситуации в российском образовании. В Вашем Указе от 7 мая 2012 г. № 597 было дано распоряжение о доведении средней заработной платы учителей до средней по соответствующему региону.
Для исполнения Указа Президента Министерством просвещения РФ и министерствами образования в регионах были предприняты шаги, резко ухудшающие положение педагогов: оптимизация образовательного процесса, сокращение штатной численности педагогических работников, объединение образовательных организаций, укрупнение классов в школах и групп в СПО. Ушедших коллег пришлось заменять оставшимися, работающими в две-три смены, на полторы-две ставки. Вместо выравнивания оплаты труда педагога произошло издевательское увеличение нагрузки на него, что привело к массовому оттоку учителей. Однако формально это позволило чиновникам отчитываться о выполнении Указа и демонстрировать оптимистическую статистику. В результате серьезным образом ухудшилось и качество обучения. Учителю просто некогда готовиться к урокам и заниматься воспитательной работой.
Мы считаем, что педагоги должны работать на одну ставку и получать за свою работу достойную зарплату. Это не единственный вопрос, который следует рассмотреть, причем не откладывая — ведь ситуация ухудшается.
С сожалением можно констатировать, что, несмотря на стоящие перед страной вызовы и сопряженную с этим ответственность, реализуется одна из самых негативных и губительных для будущего нашей страны моделей развития и образования граждан. Подобная «стратегия» обеспечит спокойную и безбедную жизнь бюрократии до 2036 года, но уничтожит весь молодой потенциал страны на много лет вперед!
ПРЕДЛАГАЕМ:
1. Отложить подписание Стратегии и вернуть текст для доработки;
2. Отдать распоряжение о публикации текста Стратегии на соответствующих официальных сайтах для честного обсуждения сложившейся кризисной ситуации в сфере образования с настоящими представителями общественности и педагогическим составом, а не карманными структурами, цель которых — одобрять все предложенное начальством. Со своей стороны РВС готово организовать это обсуждение (в рамках которого провести и анализ Стратегии) с привлечением общественных родительских и просемейных организаций, представителей педагогического сообщества. Готовы также пригласить на обсуждение представителей Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования РФ, а также представителей профильных комитетов Госдумы;
3. Не дожидаясь принятия Стратегии, внести изменения в подпункт «а» пункта 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», дополнив подпункт в соответствующих абзацах после слов «заработной платы» словами «за одну ставку» для исключения искажения смысла Указа, устранения манипуляций со статистикой.
Кроме того, в РВС разработан ряд законодательных инициатив и предложений по развитию образования. Все они изложены в приложенной брошюре «Основные проблемы российского среднего образования и пути их решения».
Приложение:
Брошюра «Основные проблемы российского среднего образования и пути их решения», созданная ОООЗС «Родительское Всероссийское Сопротивление».
С уважением,
Председатель ОООЗС «Родительское Всероссийское Сопротивление»
М. Р. Мамиконьян