Педпросвет РВС. Тема «Вежливые слова»

Воспитание детей младшего школьного возраста.

Первый класс.

Методические советы родителям и учителю по теме «Вежливые слова».

 

Что должны усвоить дети

  • Всегда говори «Спасибо» взрослому или своему товарищу, если они чем-то помогли тебе, передали нужную вещь, сделали подарок и т. д.

  • После еды скажи «Спасибо» тому, кто тебя накормил.

  • Если «Спасибо» сказали тебе, ответь «Пожалуйста».

  • Предлагая или передавая что-либо взрослому или своему товарищу, не забудь сказать «Пожалуйста». Например: «Садитесь, пожалуйста», «Возьми, пожалуйста, ручку», «Проходите, пожалуйста», «Скажи, пожалуйста, который час».

  • Не забывай добавить слово «Пожалуйста», когда разговариваешь по телефону или пишешь сообщение: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит билет на сеанс в час дня». «Напиши, пожалуйста, какие номера упражнений нам задали по русскому языку».

  • Надо извиниться, если задел кого-нибудь, что-то уронил: «Прости меня, пожалуйста», «Извините меня».

  • Извиниться не забудь и тогда, когда тебе надо срочно обратиться и ты отрываешь человека от дела или перебиваешь говорящего: «Простите, пожалуйста, Елена Сергеевна, мне надо сказать…» и после разрешения рассказываешь, что тебе нужно.

  • Проснувшись, говори родным: «Доброе утро», а вечером, ложась спать: «Спокойной ночи».

  • Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом не забудь поздороваться с одноклассниками.

  • Если твоя учительница стоит рядом с другими учителями, нельзя поздороваться только с ней: «Здравствуйте, Вероника Викторовна!». Надо, обращаясь ко всем, отчетливо сказать: «Здравствуйте!».

  • Здороваться надо со всеми взрослыми (учителями, родителями, охранником, уборщицей, поваром, медсестрой, соседями), которых встретишь первый раз в этот день. Надо здороваться со знакомыми взрослыми, если встретишь их на улице.

  • Уходя из школы, из гостей, от друга, не забудь сказать: «До свидания».

 

Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься, или резким тоном, отвернувшись в сторону, бурча под нос, неразборчиво.

 

Методические рекомендации учителю (родителям)

На уроке чтения/классном часу/продленке учитель (родители дома) знакомит детей с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» и приводит по этому рассказу беседу. Во время разговора с детьми учитель наблюдает за учениками и подмечает, кто научился говорить вежливые слова, а кому это непривычно.

Важно при проведении занятия опираться на опыт детей, особенно на уже появившийся совместный опыт класса. Начать занятие следует с создания ситуации, когда ребенок должен употребить «волшебное слово».

Учитель говорит детям: «Сейчас мы узнаем, все ли дети помнят, как нужно содержать свои школьные принадлежности, у всех ли в порядке портфели (ранцы).  Педагог предлагает детям достать свои портфели и проверить, не забыл ли кто взять в школу нужные вещи, все ли принадлежности в хорошем состоянии (не порвана ли обложка, не сломан ли карандаш, в порядке ли ручка, есть ли тетрадь, линейка, пенал).

Обращаясь к детям по очереди, учитель уточняет, что оказалось у них не в порядке, и разрешает каждому попросить у учителя то, что ему нужно. Если ученик не забывает сказать слова: «пожалуйста» и «спасибо», то он получает сразу то, что ему нужно. Если же забывает, то учитель говорит: «Посиди пока на месте, пожалуйста, и внимательно смотри, как ведут себя другие дети, когда я их вызываю. Я вызову тебя еще раз позже».

Затем учитель спрашивает всех детей, почему часть одноклассников получили все нужное сразу, а другие — нет. После высказывания учащихся, педагог подводит итог: «Какие «волшебные слова» помогают нам? Дети называют эти слова. Если кто-то из детей еще не получил нужные вещи, то им обязательно должен выдать их кто-то из учащихся. Все внимательно следят, чтобы оба ученика использовали в разговоре вежливые слова.

Детям напоминают, что использовать «волшебные слова» нужно не только со взрослыми, но и друг с другом.

Далее учитель знакомит детей еще с одним «волшебным словом». Для этого он рассказывает маленький рассказ, основанный на таком материале, который хорошо знаком и понятен большинству учеников.

Например: «Однажды вместе с родителями ехал на метро в зоопарк мальчик лет семи. В метро ему было очень интересно. Мальчик все время рассматривал все вокруг себя: стены, картины, барельефы, мозаики, лестницы, поезд и даже других людей. Ему и родителям нужно было перейти с одной станции метро на другую — сделать пересадку. Мальчик шел, держась за мамину руку, и не смотрел вперед. Он смотрел под потолок, где качалась и не падала огромная бронзовая люстра. В этот момент мальчик столкнулся с другим человеком! Это была женщина с чемоданом, она стояла под указателем и читала его, так как не знала, куда ей дальше идти. Женщина в первый момент очень рассердилась на мальчика и даже уже собралась отчитать его и его родителей за то, что он не смотрит вперед и врезается в людей. Но тут мальчик что-то сказал, и женщина сразу подобрела. Как вы думаете, что сказал мальчик, отчего женщина перестала сердиться?

Дети дают разные ответы — правильные и неправильные. Разобрав и оценив все высказывания, учитель делает вывод: «Если ты задел или толкнул кого-то нечаянно, извинись».

Затем учитель рассказывает еще, как обратиться к нему (или другому взрослому, товарищу), если он занят разговором.

Для закрепления разговора можно провести игру, где учитель придумывает рассказ (с опорой на хорошо знакомую детям обстановку), а дети хором вставляют в нужных местах «волшебные слова».

 

Материал к теме.

Самуил Маршак

Ежели вы вежливы

 

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

 

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

 

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем  трещать, как две сороки.

 

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.

 

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

 

И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания ходить на сбор отряда,

 

Не тратить же товарищам, явившимся заранее,

Минуты на собрание, часы на ожидание!

 

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.

 

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном и целом переплете.

 

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

 

Знал одного ребенка я. Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребенку воспитание.

 

Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил:

Отняв у младших мячик, он их благодарил,

«Спасибо!» — говорил.

 

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

 

 

Барто Агния

Любочка

 

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

 

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

 

Кружится и юбочка

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

 

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

 

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

— У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

 

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

 

Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

— Это детские места.

— Ну садись,— вздыхает та.

 

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

 

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

 

Читайте также: Педпросвет РВС: что должны знать дети младшего школьного возраста о гигиене в быту

Подготовила: Анна Кульчицкая, РВС

Регион: