Воспитание детей младшего школьного возраста.
Первый класс.
Методические советы родителям и учителю по теме «Вежливые слова».
Что должны усвоить дети
-
Всегда говори «Спасибо» взрослому или своему товарищу, если они чем-то помогли тебе, передали нужную вещь, сделали подарок и т. д.
-
После еды скажи «Спасибо» тому, кто тебя накормил.
-
Если «Спасибо» сказали тебе, ответь «Пожалуйста».
-
Предлагая или передавая что-либо взрослому или своему товарищу, не забудь сказать «Пожалуйста». Например: «Садитесь, пожалуйста», «Возьми, пожалуйста, ручку», «Проходите, пожалуйста», «Скажи, пожалуйста, который час».
-
Не забывай добавить слово «Пожалуйста», когда разговариваешь по телефону или пишешь сообщение: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит билет на сеанс в час дня». «Напиши, пожалуйста, какие номера упражнений нам задали по русскому языку».
-
Надо извиниться, если задел кого-нибудь, что-то уронил: «Прости меня, пожалуйста», «Извините меня».
-
Извиниться не забудь и тогда, когда тебе надо срочно обратиться и ты отрываешь человека от дела или перебиваешь говорящего: «Простите, пожалуйста, Елена Сергеевна, мне надо сказать…» и после разрешения рассказываешь, что тебе нужно.
-
Проснувшись, говори родным: «Доброе утро», а вечером, ложась спать: «Спокойной ночи».
-
Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом не забудь поздороваться с одноклассниками.
-
Если твоя учительница стоит рядом с другими учителями, нельзя поздороваться только с ней: «Здравствуйте, Вероника Викторовна!». Надо, обращаясь ко всем, отчетливо сказать: «Здравствуйте!».
-
Здороваться надо со всеми взрослыми (учителями, родителями, охранником, уборщицей, поваром, медсестрой, соседями), которых встретишь первый раз в этот день. Надо здороваться со знакомыми взрослыми, если встретишь их на улице.
-
Уходя из школы, из гостей, от друга, не забудь сказать: «До свидания».
Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься, или резким тоном, отвернувшись в сторону, бурча под нос, неразборчиво.
Методические рекомендации учителю (родителям)
На уроке чтения/классном часу/продленке учитель (родители дома) знакомит детей с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» и приводит по этому рассказу беседу. Во время разговора с детьми учитель наблюдает за учениками и подмечает, кто научился говорить вежливые слова, а кому это непривычно.
Важно при проведении занятия опираться на опыт детей, особенно на уже появившийся совместный опыт класса. Начать занятие следует с создания ситуации, когда ребенок должен употребить «волшебное слово».
Учитель говорит детям: «Сейчас мы узнаем, все ли дети помнят, как нужно содержать свои школьные принадлежности, у всех ли в порядке портфели (ранцы). Педагог предлагает детям достать свои портфели и проверить, не забыл ли кто взять в школу нужные вещи, все ли принадлежности в хорошем состоянии (не порвана ли обложка, не сломан ли карандаш, в порядке ли ручка, есть ли тетрадь, линейка, пенал).
Обращаясь к детям по очереди, учитель уточняет, что оказалось у них не в порядке, и разрешает каждому попросить у учителя то, что ему нужно. Если ученик не забывает сказать слова: «пожалуйста» и «спасибо», то он получает сразу то, что ему нужно. Если же забывает, то учитель говорит: «Посиди пока на месте, пожалуйста, и внимательно смотри, как ведут себя другие дети, когда я их вызываю. Я вызову тебя еще раз позже».
Затем учитель спрашивает всех детей, почему часть одноклассников получили все нужное сразу, а другие — нет. После высказывания учащихся, педагог подводит итог: «Какие «волшебные слова» помогают нам? Дети называют эти слова. Если кто-то из детей еще не получил нужные вещи, то им обязательно должен выдать их кто-то из учащихся. Все внимательно следят, чтобы оба ученика использовали в разговоре вежливые слова.
Детям напоминают, что использовать «волшебные слова» нужно не только со взрослыми, но и друг с другом.
Далее учитель знакомит детей еще с одним «волшебным словом». Для этого он рассказывает маленький рассказ, основанный на таком материале, который хорошо знаком и понятен большинству учеников.
Например: «Однажды вместе с родителями ехал на метро в зоопарк мальчик лет семи. В метро ему было очень интересно. Мальчик все время рассматривал все вокруг себя: стены, картины, барельефы, мозаики, лестницы, поезд и даже других людей. Ему и родителям нужно было перейти с одной станции метро на другую — сделать пересадку. Мальчик шел, держась за мамину руку, и не смотрел вперед. Он смотрел под потолок, где качалась и не падала огромная бронзовая люстра. В этот момент мальчик столкнулся с другим человеком! Это была женщина с чемоданом, она стояла под указателем и читала его, так как не знала, куда ей дальше идти. Женщина в первый момент очень рассердилась на мальчика и даже уже собралась отчитать его и его родителей за то, что он не смотрит вперед и врезается в людей. Но тут мальчик что-то сказал, и женщина сразу подобрела. Как вы думаете, что сказал мальчик, отчего женщина перестала сердиться?
Дети дают разные ответы — правильные и неправильные. Разобрав и оценив все высказывания, учитель делает вывод: «Если ты задел или толкнул кого-то нечаянно, извинись».
Затем учитель рассказывает еще, как обратиться к нему (или другому взрослому, товарищу), если он занят разговором.
Для закрепления разговора можно провести игру, где учитель придумывает рассказ (с опорой на хорошо знакомую детям обстановку), а дети хором вставляют в нужных местах «волшебные слова».
Материал к теме.
Самуил Маршак
Ежели вы вежливы
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания ходить на сбор отряда,
Не тратить же товарищам, явившимся заранее,
Минуты на собрание, часы на ожидание!
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном и целом переплете.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я. Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребенку воспитание.
Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил:
Отняв у младших мячик, он их благодарил,
«Спасибо!» — говорил.
Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячика у мальчика без спросу не берите!
Барто Агния
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Читайте также: Педпросвет РВС: что должны знать дети младшего школьного возраста о гигиене в быту
Подготовила: Анна Кульчицкая, РВС