Пенсионные реформы Украины на поводке у МВФ

Состояние Пенсионного фонда Украины в последние годы уверенно приближалось к катастрофическому. Иначе и быть не могло. Стареющее население (демографический кризис 90-х Украину тоже не обошел) и падающая экономика (куда там России!) вкупе с рабочей миграцией на уровне, угрожающем государственной безопасности, — это лишь часть причин. Коррупция и воровство — другая их часть. В результате дефицит Пенсионного фонда достиг в 2018 году 5 миллиардов долларов, что для Украины — громадные деньги. Причем этот дефицит был лишь чуть меньше в предыдущем и еще чуть меньше в 2016 году — одним словом, набегает.

Проблемы Пенсионного фонда Украины начались не с Майдана. Еще при Януковиче проблема пенсий очень активно решалась. Закон о повышении возраста выхода на пенсию несколько раз выносился на обсуждение парламента и отвергался из-за серьезного противодействия оппозиции. Решение удалось провести летом 2011 года, во время летних отпусков и после начала суда над лидером оппозиции, Юлией Тимошенко. В тот момент деморализованная оппозиция не смогла организовать массовых народных протестов, а профсоюзы Украины всегда слишком зависели от работодателей, чтобы представлять серьезную силу. Помогло правительству и то, что изначально реформа затрагивала лишь пенсионеров-женщин: о повышении возраста выхода на пенсию для мужчин речь не шла. Из политиков дороже всего это решение обошлось С. Тигипко, кандидату в президенты, бывшему тогда министром социальной политики, который публично поддерживал пенсионную реформу. Его рейтинг за год снизился с 8% до 3%. Правда, на тот момент С. Тигипко уже договорился о вхождении в руководство Партии регионов и расформировал свою собственную партию «Сильная Украина».

Согласно пенсионной реформе Януковича, женщины, родившиеся после 1961 года, выйдут на пенсию в 60 лет. Однако дефицит Пенсионного фонда Украины все равно продолжал увеличиваться — с 15% в 2011 году до 40% в 2018-м. Поэтому новой «власти» пришлось продолжить пенсионную реформу в еще больших масштабах, но замаскировав ее сущность от народа.

Практика сокрытия старых грязных дел за новыми терминами, используемая со времен Майдана, полностью была применена и в «осовремененной» украинской пенсионной реформе. Возраст выхода на пенсию оставили прежним, выставили это как большое достижение и здорово на этом пропиарились. Но зато ввели понятие стажа и привязали выплату пенсий к нему, а не к возрасту. То есть в результате на пенсию действительно можно выйти в 60 лет, но вот получить пенсионные выплаты не выйдет, если стаж работы меньше установленного законом.

Эта манипуляция понадобилась, чтобы удовлетворить требования МВФ о недопустимости траты финансовой помощи через другие статьи бюджета на выплату пенсий. Поскольку в Фонде словам украинских политиков уже никто не верит, то от правительства потребовали внести изменения в законы, чтобы сделать Пенсионный фонд бездефицитным. Похоже, внесенные изменения удовлетворили миссию Фонда, о чем глава МВФ и заявил прессе — мол, сначала у нас были опасения, но теперь видим, что вы справились.

Отсутствие широких протестов не стоит принимать за народную поддержку. Как при Януковиче 85% населения было против пенсионной реформы, так и сейчас эта цифра колеблется около 80–85%. Это уж никак не поддержка. Причина «спокойствия» видится в другом.

Средняя пенсия на Украине составляет 2300 гривен, при том что прожиточный минимум по унизительным нормам Министерства социальной политики — 4500 гривен. Таким образом, государственная пенсия настолько мала, что это — билет в нищету, билет в одну сторону. Население Украины не доверяет правительству и не надеется на его помощь, потому выживает самостоятельно, как может. Любая, даже самая малооплачиваемая работа или огород на своем участке дают больше уверенности в завтрашнем дне, чем пенсия, недавно презентованная самодовольным премьер-министром. Земля Украины настолько плодородна, что, как в поговорке, даже если в нее воткнуть палку — будет урожай.

То есть выжить можно. Вот только из поля зрения совершенно выпал тот факт, что из цивилизации сверхтяжелых транспортных самолетов, ракет-носителей для космических аппаратов и передовой медицинской мысли украинцев вытолкнули в самую настоящую архаику. И эта архаика не становится прогрессом, даже если к ней добавляется приставка «евро» или «супер-агро».

Читать далее: Как выглядит российская пенсионная реформа через призму немецких реалий

Ни «европеизация», ни резкий уклон украинской политики в правую сторону не принесли ожидаемых благ народу Украины. Особенно пожилой его части. Европеизаторам-глобалистам люди не нужны вообще, что уж тут про пенсионеров говорить. Украинские правые заявляют, что только и думают о народе, правда, с полностью меняющими суть дела оговорками и умолчаниями.

Во-первых, «народ» они подменяют «нацией», причем разницу между этими словами националисты никогда не объясняют. Люди пожилого возраста убеждены, что это одно и то же. Основное же умолчание заключается в том, что в своей «нации» правые хотят видеть только людей определенного сорта, с определенным мышлением и мировоззрением. Другие им просто не нужны. Впрочем, украинский народ это плутовство чувствует, но, не имея организующей протестной силы, замыкается в выживании и глухой злобе, которая потихоньку начинает прорываться.

И наконец, еще одно. Никакие реформы не проводятся без денег. Даже для того, чтобы сэкономить потом, сначала надо заплатить. Например, при увольнении людей для оптимизации производства владелец сначала выплачивает увольняемым пособия и лишь потом, иногда через несколько лет, получает экономию. Однако в бюджете Украины просто-напросто нет денег — и это даже без учета того, что чиновники высокого уровня некомпетентны и вороваты. Поэтому все, что сейчас делает правительство Украины, все равно обречено на провал. Можно как-то договориться с миссией МВФ, можно подсунуть калькулятору неверные цифры и получить устраивающий ответ, но нельзя обмануть экономику.

Владимир Гросс