Письмо в прокуратуру против принуждения к дистанционному обучению


На сайте журнала "Нормативные документы образовательного учреждения" ( https://www.menobr.ru/) в разделе "Статьи. Правовая поддержка" 28 мая 2020 г. размещена статья под названием "Чем грозит отказ от дистанционного обучения: правовые последствия, ответственность школы и родителей". С полным текстом статьи можно ознакомиться: https://www.menobr.ru/article/65697-qqq-20-m5-chto-delat-esli-roditeli-otkazyvayutsya-ot-distantsionnyh-zanyatiy.

Статья содержит рекомендации руководству школ о том, как действовать образовательной организации в случае отказа родителей от дистанционного обучения.

Отметим, что родители (законные представители) являются полноправными участниками образовательного процесса. Поэтому именно им принадлежит право выбора формы образования для своих несовершеннолетних детей.

Несколько слов о дистанционном обучении, которое по всей стране и в средней, и в высшей школах используется в противовес очному обучению. Очное (традиционное) обучение, несомненно, является позитивным, позволяя одновременно обеспечить качество образования и охрану здоровья обучающихся. Однако эта двуединая задача напрочь перечеркивается дистанционным обучением.

В настоящее время в Российской Федерации не существует никакого «дистанционного» образования.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ  (далее - ФЗ "Об образовании") в России действуют только две формы получения основного общего образования: в образовательном учреждении и вне этого учреждения.

Ч. 2 ст. 63 ФЗ "Об образовании" установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне этих организаций.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в очной, очно-заочной или заочной форме.

При этом право выбора – как будет получать образование ребенок – остается за родителями (иными законными представителями), а не за государством или самим образовательным учреждением.

Процесс реализации общеобразовательных программ намеренно выделен законодателем в отдельную статью, поскольку именно в результате освоения обучающимся этих программ закладываются основы для социализации его личности и осознанного выбора будущей профессии.

Ст. 16 названного ФЗ говорит нам о "дистанционных образовательных технологиях", это понятие на практике и трансформировалось в "дистанционное обучение". Еще раз подчеркнем: это не соответствует правовой действительности!

Как известно, дистанционное обучение в школах впервые введено в качестве эксперимента в 2020 г. (в рамках реализации Цифровой образовательной среды). Но результаты данного эксперимента пока не подведены. Изучению влияния дистанционного обучение на здоровье ребенка посвящен ряд научных работ, которые отмечают ярко выраженные негативные тенденции, а в ряде случаев – и ухудшение здоровья детей. Например, см. исследование «Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (covid-19)». Оно проводилось НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» с 27 апреля по 26 мая 2020г. (Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. No 2—2020: http://schoolshealth.ru/docs/2-2020/KuchmaVR_etall_2_2020_4-23.pdf?fbclid=IwAR1pWcqI_pnQpwBDTU7tke7_qEc1whIsSsesWHkQyj7OrcCc1BuLJZXJ3g4).

Исследование позволяет резюмировать: при дистанционном формате увеличивается время выполнения домашних заданий; время работы с компьютером, иными электронными устройствами; снижение продолжительности прогулок и физической активности; появляются расстройства психики, нарушение сна, признаки компьютерного зрительного синдрома, снижаются когнитивные (умственные) способности (уже существует диагноз «цифровое слабоумие») и др.

Но есть и более чудовищные последствия дистанционного обучения – это суициды учеников, переведенных на дистант. По информации СМИ, в своих предсмертных записках они указывали причиной добровольного ухода из жизни  проблемы, связанные с дистанционным обучением.

Разве образование стоит хоть одной детской жизни?

Разве «дистанционное обучение» охватывается термином «образование»?

Понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» (на практике объединенные в единый, не совсем удачный, термин – дистанционное обучение) вошли в наше законодательство относительно недавно, и это было обусловлено присоединением России к Болонскому соглашению. Оформлены они были в виде новой редакции ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании». Первоначально их планировалось использовать для высшей (но не для средней!) школы.

Позднее государство приступает к проведению эксперимента по созданию Целевой модели цифровой образовательной среды (далее - ЦОС) (см.: Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»). Данный «эксперимент» по внедрению Федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС не нашел отражения в рамках имеющихся федеральных государственных образовательный стандартов по начальному, основному общему и среднему общему образованию в школе.

 Реализация ЦОС приводит к нарушению конституционных прав граждан как на образование, так и на охрану здоровья в образовательном процессе.

О том, что понятия «дистанционные образовательные технологии» и «электронное обучение» различны, нам говорит ст. 16 ФЗ «Об образовании». Последовательно проводят этот принцип и иные федеральные правовые акты. Так, если электронное обучение осуществляется исключительно в электронной форме, то форма дистанционного обучения может быть как электронной, так и неэлектронной. Последняя предполагает обучение вне стен школы путем выдачи учителем задания, которое обучающиеся выполняют самостоятельно. Здесь используется учебник на бумажном носителе и тетрадь. Это может быть работа по индивидуальному плану, групповое обучение, домашнее обучение и т. п. (см., например: Приказ Министерства просвещения РФ № 104 от 17.03.20).

Таким образом, действующее федеральное законодательство предусматривает различные формы образовательных технологий. Однако из всех форм образовательных технологий «предложено» только дистанционное обучение в электронной форме.

Согласно подп. 9 п. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании», к основным академическим правам обучающихся отнесено право на «охрану жизни, здоровья». Охрана здоровья обучающихся включает в себя в т.ч. определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий (подп. 3 п. 1 ст. 41 ФЗ «Об образовании»). В соответствии с п. 9 ст. 13 ФЗ «Об образовании» запрещается использование при реализации образовательных программ методов, средств обучения, воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся. Таким образом, Федеральный закон устанавливает четкий запрет: недопустимо причинять вред здоровью обучающихся в процессе обучения.

Автор статьи "Чем грозит отказ от дистанционного обучения: правовые последствия, ответственность школы и родителей", игнорируя выше названные положения российского законодательства о недопустимости нарушения прав детей на получение качественного очного образования и недопустимости  причинения  вреда здоровью ребенка в процессе обучения, «вооружает» руководителей школ следующим:

"Чтобы предупредить обвинения в бездействии, в случае нежелания родителей содействовать в организации дистанционного обучения школе необходимо... уведомить органы опеки и попечительства о неисполнении родительских обязанностей по обучению ребенка (п. 3 ст. 56 СК РФ)."

Таким образом, в статье предлагается преследовать родителей за их убеждения, наказывая семьи путем разлучения родителей и детей!

Сквозь текст этой статьи красной нитью проходит идея о том, что родители - противники дистанта - приравниваются (отождествляются) к родителям, неисполняющим свою  обязанность по получению их детьми основного общего образования, закрепленную с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ. Еще раз повторяем: родители, выступающие против дистанционного образования, руководствуясь любовью и заботой по отношению к своим детям, стремятся сохранить для своих детей лучшую из существующих в мировой образовательной практике - очную форму образования.

В соответствии с Семейным кодексом РФ (далее - СК РФ) уклонение законных представителей от исполнения названной выше конституционной обязанности можно рассматривать в качестве одного из оснований лишения родительских прав. При постоянно расширяющихся полномочиях органов опеки и попечительства, а равно и ювенальной юстиции по лишению родительских прав (отобранию детей) такая рекомендация несет в себе реальную опасность: недовольные дистантом родители будут лишены за это родительских прав, дети подлежат отобранию из семьи. Данная рекомендация носит откровенно безнравственный, антигуманный характер. Одновременно – и противозаконный характер, ибо преследует цель – разрушение семьи.

Автор статьи, руководство сайта игнорируют незыблемый постулат: «Государство обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, и, прежде всего, право расти и воспитываться в родной семье, в атмосфере любви и заботы своими родителями, в счастье, что будет способствовать их благу и благу всего общества и государства в целом. Наилучшее обеспечение интересов ребенка лежит прежде всего на его родителях. Разрушение семьи недопустимо.»

Позиция, изложенная в статье, грубейшим образом нарушает как нормы международного права, являющиеся составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), так и национальное российское законодательство, а именно:

1. Ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948): "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь... Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств."

2. Ч. 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека: "3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства."

3. Ст. 19 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ."

4. Ст. 26 Всеобщей декларации прав человека: "1. Каждый человек имеет право на образование.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей."

5. П. 1 ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г.): "1. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства."

6. П. 1 ст. 24  Международного пакта о гражданских и политических правах: "1. Каждый ребенок без всякой дискриминации... имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства."

7. Ст. 10. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г.): "1. Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности... пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании.

3. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации..."

 8. Принцип 6 Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 г.): "Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей..."

9. Ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства."

10. Ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: "В Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства."

11. Ч. 1 ст. 17 Конституции РФ: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией."

12. Ст. 18 Конституции РФ: "Права ... человека ... определяют смысл, содержание и применение законов."

13. Ч. 1 ст. 38 Конституции РФ: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства."

14. П.п. 1, 3 ст. 1 СК РФ: "1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами... разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних..."

15. П. 2 ст. 54 СК РФ: "2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание...

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства."

16. Ст. 63 СК РФ: "1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования."

17. П. 1 ст. 64 СК РФ: "1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей."

18. Ст. 44 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения...;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся".

Таким образом, международное и российское законодательство исходит из того, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие; что дети имеют право на особую заботу и помощь; что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания; что ребенок может быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе при условии его воспитания в семье. 

Любовь Незнамова, РВС