Планы Минобрнауки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как сказывается инклюзия на образовании детей, уже не раз писало «Родительское Всероссийское Сопротивление». Однако, мало того, что и дети с инвалидностью, и дети без оной не получают при инклюзии достойного образования, инклюзия еще и сильно увеличит нагрузку на учителей – неоплачиваемую сверхурочную нагрузку.

 

Сейчас проходит обсуждение проекта приказа «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», существенно ухудшающего условия труда учителей. В частности, в круг обязанностей педагогов вносятся дополнительные обязанности, ранее отсутствующие в перечне. По утверждению профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность», до сих пор в перечне обязательных дополнительных работ были работы, которые действительно непосредственно связаны с педагогическим процессом: подготовка к урокам, оценивание учащихся, ведение определенной документации.

 

В новом проекте приказа в список этих работ добавились:

 

— индивидуальная работа с учащимися;

— научная, творческая и исследовательская работа;

— методическая работа, работа по ведению мониторинга;

— спортивные, творческие и иные мероприятия.

 

Согласно проекту, вся эта работа перестанет быть оплачиваемой. Учитель будет обязан работать бесплатно сверхурочное время (или, для избегания переработки, снижать время на подготовку к урокам, что неизбежно скажется на качестве урока).

 

Отдельно надо рассмотреть индивидуальную работу с учащимися, так как ее необходимость иногда очевидна и во многом зависит от квалификации учителя и его умения вести урок. По моим детским воспоминаниям, в советское время учителя занимались индивидуально, но не со всеми детьми, а с теми, кто не успевал на уроках. Это время не оплачивалось отдельно (у меня родители работали учителями), однако тогда не было индивидуальных программ для учеников и индивидуальные занятия не были обязательны. Учителя занимались индивидуально только тогда, когда урочные занятия оказывались для кого-то неэффективными. Если учитель грамотно строил урок, чтобы все ребята смогли понять новый материал, то необходимость в индивидуальной работе была минимальной. Чем более опытен и грамотен учитель – тем успешнее усвоение учебного материала на уроке.

 

Сейчас же, при наличии в классе учащихся с разными возможностями здоровья, вероятность усвоения материала всеми учениками уменьшается, а вероятность необходимости индивидуальной внеурочной работы – увеличивается. И вариативность индивидуальных программ никак не может способствовать успешному освоению материала – учитель, вынужденный на одном уроке давать разные программы разным детям, вряд ли сможет увеличить эффективность урока. Возможно, именно поэтому данный вид работы теперь хотят ввести в перечень обязательных дополнительных не оплачиваемых отдельно работ.

 

Госпожа Г. Меркулова, председатель Профсоюза работников народного образования, уже одобрила данный проект приказа. Но профсоюзы «Учитель» и «Университетская солидарность» выступили с совместным заявлением, призывая Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений не одобрять проект и требовать его переработки с учетом мнения педагогов. На сайте change.org размещена петиция с требованием отозвать проект. Профсоюзы «Учитель» и «Университетская солидарность» предлагают коллегам направлять свои предложения по вопросам регулирования рабочего времени в Минобрнауки России.

 

Ольга Горянина, РВС.