Плюсы и минусы закона о просветительской деятельности

31 марта Совет Федерации одобрил закон о регулировании просветительской деятельности. А до этого закон был принят в нижней палате нашего парламента. Он вызвал массу споров и критики как со стороны либеральной, так и со стороны консервативной публики. 

Что так не понравилось гражданам в этом законе?

Новый закон гласит, что все внепрограммные  мероприятия и занятия в школе должны регулироваться. Сейчас подобные программы и мероприятия никак и никем не контролируются. Это приводит к тому, что детей в школа учат, порой, самым странным вещам.  В качестве примера мы можем провести программу по сексуальному просвещению детей в школах Челябинска, которую разработал местный центр по борьбе с ВИЧ. 

На уроках, которые вели сотрудники центра, детям 14-15 лет рассказывали  о том, что практиковать беспорядочные половые связи и “различные виды секса” — это правильно и  прогрессивно. Главное — предохраняться. 

Неправильно, когда к детям пускают кого попало и позволяют рассказывать, что попало. Поэтому мы считаеv, что регулировать эту деятельность нужно. Правда,  в законе написано, что регулировать будет правительство и делать оно это будет по собственным нам неизвестным принципам. И в этом заключается минус. 

Правительству хочется, чтобы просветительские программы были прозрачными — хорошо. Но мы также хотели бы, чтобы и действия правительства были прозрачными. 

Далее, закон гласит, что  договора на образовательные услуги, в которых просветитель иностранец — должны согласовываться с Минпросвещения. С этой нормой мы не можем не согласиться. Она защищает умы от иностранного влияния.

И вот теперь мы приступаем к самому скользкому месту в законе. Там написано, что  просветительская деятельность  - это “осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выделенные жирным слова по сути означают, что закон будет регулировать деятельность, которая осуществляется не только в школах. И когда правительство в дальнейшем решит контролировать что-то еще (например, видеоконтент в интернете), оно придумает подзаконные акты, приказы и постановления, которые подтянут под просветительную деятельность все, что угодно.

Такие широкие формулировки не вызывают доверие у граждан. Хотите написать закон — пропишите четко сферу его действия и критерии, по которым будет осуществляться регулирование. А вот такие широкие формулировки наводят на мысль, что кто-то оставляет себе лазейки для обмана и и манипуляций.