Под чью дудочку пляшет Евровидение? От «каминг-аута» к «Дьяволу»


Эмиль Бен. Сон Пана. 1870
Несмотря на то, что организаторы Евровидения называют аполитичность одним из фундаментальных принципов, в реальности именно политизация является чуть ли не главным инструментом поддержания зрительского интереса к конкурсу, помимо эпатажности, скандальности, присущей жизни поп-див, и, как недавно выразилась Ксения Собчак после интервью с маньяком, постижения ада.

Отстранение Белоруссии от участия в Евровидении-2021 стало девятым по счету инцидентом в истории проводимого с 1956 года конкурса эстрадной песни, когда участник вынужден пропустить событие по политическим мотивам.

«В рамках стандартной процедуры для всех песен, выдвинутых для участия в Евровидении, Европейский вещательный союз (EBU) тщательно изучил белорусскую песню „Я научу тебя“ группы „Галасы Зместа“, чтобы убедиться, что она соответствует всем правилам конкурса. Был сделан вывод, что песня ставит под вопрос аполитичность конкурса», — говорится в документе, обосновывающим запрет на участие в конкурсе белорусской группы «Галасы Зместа».

Первый такого рода инцидент произошел в 1969 году. В том году хозяйкой Евровидения была Испания, в которой на тот момент правил Франсиско Франко. Австрия в знак протеста против авторитарного режима Франко отказалась от участия в конкурсе.

Затем эстафету у Австрии приняли поочередно Греция и Турция. Причина бойкота конкурса со стороны Греции коренилась в турецком вторжении на Кипр в июле 1974 года. В 1975 году Евровидение лишилось представителя Греции после того, как в конкурсе дебютировала турецкая певица Семиха Янкы.

В 1976 году уже Турция пропускала Евровидение, обосновав это некорректным политическим подтекстом композиции греческой участницы Маризы Кох.

В 1979 года под ударом вновь оказались турецкие поп-исполнители. Дело в том, что в том году конкурс проходил в Иерусалиме. Изначально на него были заявлены турецкие исполнители 21.Peron («21-я платформа») и Мария Рита Эпик (гражданка Турции итальянского происхождения). Однако в Турции приняли решение пропустить Евровидение-1979 под давлением мусульманских стран.

Следующий эпизод датирован 2005 годом, когда участники Евровидения приехали погостить в Киев. Однако состав заявленных исполнителей недосчитался Алин Лахуд, первой в истории конкурса представительницы Ливана. И вновь речь шла о арабо-израильских противоречиях — в компании «Теле Ливан» отозвали заявку на участие после отказа Европейского вещательного союза (ЕВС) заменить выступление израильского исполнителя телерекламой.

Изменения в составе участников произошли и годом позже. Дело в том, что 21 мая 2006 года должен был состояться референдум об отделении Черногории от Сербии, и на этом фоне стороны не смогли договориться об общем представителе на конкурсе.

В 2009 году не дали попасть в конкурсную программу песне с говорящим названием «We don’t wonna put in» грузинской группы «Стефане и 3G». Скрытое послание премьер-министру России Владимиру Путину грузины планировали оформить выступлением на сцене в Москве.

Однако комиссия ЕВС нашла политический подтекст в треке представителей Грузии и попросила заменить композицию. После этого Общественный вещатель Грузии объявил о снятии своего представителя с конкурса.

В 2017 году конкурс проходил в Киеве. Все ждали провокации в адрес России, и она произошла. На этот раз причиной неучастия исполнителя стало не решение ЕВС, а постановление украинских властей, которые заблокировали въезд на Украину российской исполнительнице Юлии Самойловой. Украинская сторона не стала скрывать политический мотив отказа — Самойловой было отказано во въезде из-за ее выступления в Крыму в 2015 году.

И, наконец, свежий пример — неудавшийся троллинг внешней политики Запада со стороны белорусской группы «Галасы Зместа», которая должна была представить Белоруссию на Евровидении-2021 с песней «Я научу тебя».

Белорусским исполнителям предложили изменить текст песни, чтобы вписаться в правила конкурса. Однако ЕВС не устроила и новая редакция белорусской композиции, где присутствуют следующие строки: «Заяц по полю бежал, напевая песенку. // Весело качались кроны на ветру. // Настроение ок, никакого прессинга, // Замечтался и упал в лисью нору».

Требование изменить текст песни является весьма редким событием в истории Евровидения, но от этого конкурс не стал менее политизированным. Так, в 2016 году победу (!) на конкурсе одержала исполнительница из Украины Джамала с песней «1944», повествующей о депортации крымских татар.

Причем достоин возмущения не только сам факт победы откровенно политизированной песни Джамалы, но и то, как эта победа была добыта. Для этого организаторы Евровидения использовали эффективный инструмент «назначения» победителей — тайное голосование профессионального жюри.

Дело в том, что итоговое место исполнителя определяется по сумме баллов, которые выставляет «профессиональное жюри» и которые даются участникам по итогам зрительского голосования.

В 2016 году безоговорочную победу, по мнению зрителей, одержал российский певец Сергей Лазарев. По оценкам же судей Лазарев занял лишь пятое место, а Джамала стала второй как по итогам голосования зрителей, так и по итогам голосования жюри, но по сумме баллов одержала победу.

Если определять политику как управление общественными энергиями, то всегда важно уточнять, какую цель преследуют управляющие и энергию с каким знаком эти управляющие раскрепощают. Учитывая, что употреблять в отношении Евровидения слово «культура» можно только в словосочетании «культура низа», то речь именно о раскрепощении низа.

Это раскрепощение началось еще в тот момент, когда западное общество было способно возмутиться перверсиям, происходящим на сцене. В 1957 году зрители Евровидения осудили поведение датских певцов Бирта Вилке и Густава Винклера, которые совершили первый публичный «каминг-аут» — их поцелуй в финале конкурса длился аж 11 секунд.

С годами эпатирование зрителей Евровидения принимало все более вопиющие формы — чего стоит только нашумевшее выступление «бородатой женщины» Кончиты Вурст в 2014 году.

Самым громким скандалом Евровидения-2021 является отстранение по политическим мотивам белорусской группы. На этом фоне осталось незамеченным утверждение участия в конкурсе представительницы Кипра Элены Цагрину с песней «Дьявол», в которой наличествуют строки «Я отдала свое сердце дьяволу, я люблю дьявола».

Это и есть реальная политика Евровидения, гимном которой вполне мог бы стать припев из песни белорусской группы «Галасы ЗМеста»: «Я научу тебя плясать под дудочку, // Я научу тебя клевать на удочку, // Я научу тебя ходить по струночке, // Ты будешь всем доволен, рад всему».

Федор Собкалов

Источник