ПОКА ЖИВА БИБЛИОТЕКА - ЖИВ НАРОД ...

Детская Библиотека имени Чуковского в писательском поселке Переделкино-чудесное место. Дети с удовольствием приходят сюда. Здесь все пропитано любовью к детям: вязаная Муха-цокотуха, Комарик, Жуки-плясуны, самовар приглашает к чаепитию, зазывающе лежат печенюшки рядом на столике. Стена увешена милыми детскими рисунками, некоторым из них уже более 35 лет. Библиотекарем работает до сих пор та же женщина, на работу которую брал сам Корней Иванович. Она помнит его завет "чтобы библиотека не выглядела, как казенный дом, а имела тёплую, домашнюю атмосферу" и изо всех сил старается годами быть верной этому принципу. Нелегко ей приходится его соблюдать. 

Библиотека была построена Чуковским на его личные средства и подарена городу. Относилась она к Литфонду. После развала СССР библиотека перестала кого-либо интересовать, власти о ней не заботились. А власти сегодняшние пришли, присоединили её к Москве и стали кроить все по-своему. Попытались ввести новую систему каталогизации, в которой черт ногу сломит. На эту систему жаловались мне уже не в первой московской библиотеке. Предлог благородный: с целью усовершенствовать. А в результате удивительная по своей простоте и эффективности система, которая использовалась ещё в СССР, была отметена за ненадобностью. Устарела, мол. Но библиотеке Чуковского удалось остаться на старой системе. Она понятней и молодым кадрам. 

Люди, которых присылают на работу, не то, что не имеют образования библиотекаря, они и книжки-то не любят. Да и образование такое теперь редко молодежь интересует. Смотрим сайт про профессии.

http://moeobrazovanie.ru/professions_bibliotekar.html

Кто такой библиотекарь? Оказывается, "что для работы по профессии Библиотекаря обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Библиотекарем (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Библиотекарем. "

Вот это стандарты! 

"Профессия Библиотекаря считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Библиотекаря, несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало." 

Ну а причины понятны: учиться долго, а зарплата низкая и, блин, никакого вам карьерного роста!  

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

средняя по России: от минимальной до 9 тыс.руб;
средняя по Москве: 10 тыс.руб -22 тыс.руб;
средняя по Санкт-Петербургу: 11 тыс. руб-15 тыс.руб;

"Профессия библиотекаря не является карьеристской." То есть это дело надо реально любить. Надо любить книги и то, что в них написано. "Библиотекарь – это высокоинтеллектуальный, эрудированный человек, знаток художественной, научно-популярной, специальной литературы. Годы работы делают знания библиотекаря практически энциклопедическими." "Библиотекарями в свое время работали такие известные личности, как баснописец Иван Крылов, математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский." 

То есть понятно, что за уровень. И при этом зарплата, на которую не прожить. Ну и на фига козе баян? Другими словами, кто пойдёт сейчас в библиотекари? Только, мягко говоря, очень редкие люди. На деле библиотеки закрывают, а в оставшиеся посылают работать списанных менеджеров разного толка. 

Эта одна сторона медали. А вторая заключается в том, что хорошую, добрую советскую детскую литературу безбожно заставляют списывать, а взамен диктуют свой выбор книг. А этот выбор почему-то состоит сплошь из переводной иностранной литературы. В ней героями являются чуждые русской культуре феи, ведьмы, гномы, драконы, колдуны. В одной московской библиотеке мне с болью сказали:"Это же делается для того, чтобы простой народ читал только эту ересь и смотрел сериалы и камеди клаб, а своим детям люди из Газпрома будут хорошие, добрые книги покупать".

Она продолжала:"Одна директор школы, такая, из разряда менеджеров, зашла как-то к нам и искренне удивилась, что библиотеки ещё существуют! Кому они надо, вопрошала она, ведь сейчас же все книги можно купить!" Может, она своим детям книжки и покупает, а не всем это сейчас по карману. Да и смысл библиотеки ведь в том, чтобы можно было лично познакомиться с разной литературой, читать много и бесплатно. А домашнюю библиотеку составлять уже из полюбившихся книг.

Понятно, что ходить в библиотеки детей тоже надо приучать. А такие директрисы разве этим вопросом озаботятся?

Проблема ещё и в том, что дети перестали массово читать. Но не потому, что это неинтересно, неактуально, а потому, что и к книге интерес должен быть сформирован в детстве. Раньше этим занималась школа, родители. Я с 1-го класса была записана сразу в 2 библиотеки, сама брала и возвращала книги. Сначала это были книги, задаваемые в школе, а потом, когда тропинка в библиотеку была хорошо протоптана, стала брать книжки и по своим интересам. Это было в середине 80-х. 

Советскую детскую литературу сейчас перепечатывают, но далеко не всю, а лишь самых известных писателей и самые ходовые темы. Тех, кого люди ещё не забыли и покупают своим детям. Однако библиотека Чуковского боролась и с этим бедствием. Она сохранила массу списанной уникальной детской литературы. Чудесные, умные, добрые книги. 

Однажды библиотекарю позвонила хорошая знакомая из Литфонда и сообщила, что методические пособия из школ просто выбрасывают. Переформировывают методические кабинеты. "Тебе нужны эти книги?" Она согласилась их взять. Каково было её удивление, когда вскоре к библиотеке подъехал целый грузовик, полный книг. Что могла, она взяла, остальное раздала своим ученикам, знакомым учителям и педагогам. По её словам ещё многие годы она получала благодарности от тех, кому достались эти методические пособия. Ведь молодое поколение учителей не знает, как учить детей! Оно беспомощно. 

Уйдут старые советские педагогические кадры и что потом? Об этом говорят специалисты с нескрываемым страхом уже последнее десятилетие. Педагогические ВУЗЫ сливают с университетами. Трагедия в том, что необходимость профессиональной подготовки учителя отрицается как таковая. Дескать, воспитание и обучение - дело нехитрое, любой, владеющий предметом сможет. Меж тем, кто работал хоть сколько - нибудь у доски знает, что это большая иллюзия.

Разве новоприбывших в ряды библиотекарей (в оставшиеся ещё библиотеки) малообразованных менеджеров будет интересовать книга как культурное наследие? С ними будет о чем поговорить и посоветоваться читателю? 

Однако, многие сражаются в одиночку на своих постах. Такие люди, как этот библиотекарь из детской библиотеки, которую Корней Иваныч подарил детям. И она не одна. Они, как хранители святынь, верят в смысл своего дела.
Они верят, что придёт тот час, когда эти добрые, умные, советские книги, на которых выросло не одно поколение ученых, конструкторов, врачей, учителей обретут вторую жизнь и ещё сослужат ребятам верную службу. Книги обязательно достанут из пыльных хранилищ, будут переиздавать, будут рекомендовать чуткие учителя в школах и внимательные библиотекари. 

А сейчас этих книг днем с огнем не сыщешь...

Елена Рудинская, РВС