Последствия системы образования, выстроенной в России после перестройки

Человек является основным элементом производительных сил. Главным. Поэтому в планах, ставящих целью пустить Россию под откос, действиям, которые направляли человека по регрессивному пути, отводилась большая роль. Именно поэтому в постсоветской России целенаправленно уничтожалась советская система образования.

В результате в России выстроили систему, основанную на личностно-ориентированном подходе, и роль учителя в этой системе ограничили требованием заинтересовать ученика и создать ему условия для того, чтобы он сам учился. Знания детям давать не обязательно, надо лишь предоставить им возможность эти знания получить. Возьмет он эти знания – хорошо. Не возьмет -  и не надо. Собственно, потому и нет в школах экзаменов по всем изучаемым предметам. А зачем?

Смена министра образования Андрея Фурсенко, который не стеснялся заявлять о необходимости воспитывать грамотного потребителя вместо человека-творца, ничего не изменила. Система осталась прежней, а Фурсенко до сих пор работает помощником президента. 

Сегодня в министерстве просвещения решили убавить вариативность в образовании, и введена обязательная программа по годам обучения. Однако упор на личностно-ориентированный подход остался, как осталась и инклюзия, в разы затрудняющая для учителя возможность передавать знания своим ученикам. И по-прежнему идет отбор одаренных детей, которым, в отличие от остальных, предоставляется гораздо больше возможностей.

Спору нет, таланты надо развивать! Но дети, не попавшие в число одаренных, в случае отсутствия родителей, заинтересованных в будущем ребенка, обречены практически на отсутствие знаний. И при выстроенной системе они не смогут научиться трудиться, поскольку привыкнут к тому, что их развлекают, заинтересовывают, уверяют в их исключительности и практически ничего не требуют. Невозможно вырастить человека, способного добиваться своих целей, пропагандируя веселую жизнь и развлечения. Дети и так хотят весело жить и развлекаться. Разве может стремление к веселой жизни научить формирующегося человека преодолевать трудности и дать мечту, ради которой он захочет трудиться? Конечно же нет. Без формирования серьезного отношения к жизни это невозможно.

Таким образом, часть детей имеет огромные возможности для развития, а остальную часть направляют по пути регресса. Первые на фоне вторых чувствуют себя солью земли, а что вырастает из представителей второй части? Хорошо, если они не пойдут по кривой дорожке преступности и наркотизации. Но даже если они найдут себе место в обществе, они останутся обычными потребителями, которыми легко манипулировать. Для этого и разрушали советскую систему образования – чтобы людьми было легче манипулировать. Как откровенничал глава Сбербанка Герман Греф в 2012 году на Петербургском экономическом форуме, когда люди имеют знания, ими сложно управлять.

Насколько сильна страна с такой системой образования, создающей два типа граждан: одаренных=избранных и всех остальных? Понятно, что в такой стране ограничен человеческий потенциал в качестве элемента производительных сил. Но еще в такой стране уже по определению невозможна сплоченность общества. И вдобавок есть основа для идеологических диверсий со стороны недружественных стран. Потому что если есть группа, которой легко манипулировать, то есть и возможность перехватить управление этой группой.

Так что если Россия не изменит подход к образованию, ей обеспечены так называемые цветные революции. И не факт, что страна в этих революциях сможет сохраниться.

Ольга Горянина, РВС