Пояснительная записка к Проекту Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года”

1.Введение

 

Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года подготовлена рабочей группой № 1 Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Поскольку Концепция государственной семейной политики является документом, призванным обозначить «систему целей, задач, принципов, приоритетов  и мер, направленных на укрепление, развитие и защиту института семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей,  повышение социальной роли семьи в жизни общества и стратегии развития России»,  аналитическим отделом Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» был проведён анализ общественного проекта Концепции государственной семейной политики (далее «Концепция»).

            В ходе изучения Концепции была выявлена насущная потребность во внесении предложений по изменению текущего законодательства, необходимых для приведения некоторых законодательных актов в соответствие с международными нормами, а так же Конституцией Российской Федерации. Кроме того, обозначилась необходимость в пересмотре норм Уголовного кодекса РФ для исполнения, регламентированного  ст. 6, принципа справедливости.

            Законопроект состоит из пяти статей. Статья 1 касается поправок к Уголовному Кодексу Российской Федерации, ст. 2 – к Семейному Кодексу РФ, ст. 3 – к Гражданскому процессуальному  кодексу РФ, ст. 4 – к Федеральному  закону от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», ст. 5 – заключительная.

Вместе с тем, поправки к законам сгруппированы в блоки:

1)      статья 1, части 1 – 5 - об ужесточении уголовной ответственности медицинских работников;

2)      статья 1, часть 6-7  - об усилении ответственности за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних;

3)      статья 1, части 8 – 9 – о введении уголовной ответственности за незаконное отобрание ребёнка из постоянной семьи;

4)      статья 2, части 1-6 - изменения в Семейный кодекс РФ, статья 3, части 1-3 - в Гражданский процессуальный кодекс РФ, статья 4, части 1-2 - детально регламентирующие порядок отобрания ребёнка из семьи.

 

  1. Суть предлагаемых поправок.

 

1)      Статья 1, части 1 – 5 - об ужесточении уголовной ответственности медицинских работников

 

В Концепции отмечено:

 «4. Растет число бездетных семей. Каждая 3-я семья в России является бездетной. Согласно переписи населения 2010 года число бездетных семей выросло на 7,4%».

- Среди прочих причин, на наш взгляд, причинами бездетности могут быть и ранние аборты, являющиеся следствием ранней сексуализации подростков, спровоцированной в том числе, сексуальным просвещением; качество медицинской помощи; отсутствие адекватного наказания за некачественное лечение, позволяющее некоторым врачам халатно относится к исполнению своего долга.

Изменения, предложенные для внесения в статьи 109, 118, 120, 124 Уголовного кодекса РФ, касающиеся ужесточения санкций, позволят медицинским работникам, по мнению разработчиков законопроекта,  ответственнее относится к жизни и здоровью пациентов.

 

«И хотя благодаря мерам демографической политики число учтённых абортов за последние 5 лет имеет устойчивую тенденцию к снижению, однако, сохраняется отношение к абортам как к обычной медицинской процедуре, защищающей право женщины на материнство. Именно такое отношение является идейной основой для процветания «теневого» «абортивного» бизнеса. Аборт все более становится делом привычным и абсолютно приемлемым. При молчаливом попустительстве общества аборты превращаются в массовый террор против собственных детей, в отрицание ценностей семьи, святости брака и святости материнства, права на отцовство».

- Здесь уместно говорить не о попустительстве общества, а о дефектах законодательства.

Так, в редакции  Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ было предусмотрено:

Статья 123. «Незаконное производство аборта» УК РФ

1. Производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

То есть был установлен нижний предел наказания в виде исправительных работ – не менее 1 года.

Новый закон облегчил участь преступников, убрав нижний предел исправительных работ:

Статья 123. Незаконное производство аборта

1. Производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

(в редакции Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ)

- то есть исправительные работы могут быть назначены в размере от двух месяцев.

В п. 6 Концепции  среди задач по  совершенствованию системы профилактики абортов значится: усиление ответственности за нарушение законодательства об абортах.

Поправки, предложенные для внесения в ст. 123 «Незаконное производство абортов», касающиеся значительного увеличения сроков лишения свободы, - за неквалифицированное преступление – до четырёх лет, за деяния, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшей или причинение тяжкого вреда её здоровью – до десяти лет, призваны поставить серьёзный заслон теневому абортивному бизнесу.

 

2)      Статья 1, часть 6-7  - об усилении ответственности за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних

 

«9. Настоящим бедствием для института семьи стали аборты. В 2011 году проведено 989 375 абортов. Более 16 тыс. из них у несовершеннолетних, достигших 15 лет, были произведены без согласия, и, скорее всего, без ведома родителей. По экспертным оценкам реальное число абортов в 5-8 раз больше и достигает 5-8 млн. в год. Каждая 10-я женщина и почти каждая 3-я несовершеннолетняя, беременность которой прерывается посредством аборта, является первобеременной».

- То есть две трети несовершеннолетних беременных – это не первобеременные. Из чего следует, что половая жизнь и аборты среди несовершеннолетних - это уже обычное дело, свершившийся факт. Подтекст Концепции наталкивает на мысль, что несовершеннолетние недостаточно сексуально образованы, не могут себя защитить.

 На этом фоне Государственной Думой принимаются законы, освобождающие педофилов от уголовной ответственности под видом ужесточения наказания. Уголовное законодательство не способствует защите прав всех несовершеннолетних  и доступу их к правосудию, поскольку Законом № 14-ФЗ от 29 февраля 2012 года в Главу 18 Уголовного кодекса РФ в статьи по преступлениям против половой неприкосновенности личности внесён дополнительный квалифицирующий признак – «не достижение половой зрелости» наряду с не достижением 16-летнего возраста. Таким образом, группа несовершеннолетних в возрасте 14 - 16 лет, достигших половой зрелости, не защищена законом против половых сношений, развратных действий. И если раньше  безотносительно к половой зрелости, законом было запрещено вступление в половую связь с лицами моложе 16-летнего возраста, то внесённые изменения в закон понизили порог согласия, что неизбежно повлечёт более раннюю сексуализацию и, как следствие, – ранние беременности:

Статья 134. «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»- в редакции федерального закона  от 27.05.98 N 77-ФЗ (15 лет назад!) гласит:

«Половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершённые лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, -

наказываются ограничением свободы на срок до трёх лет или лишением свободы на срок до четырёх лет».

- Всё коротко и ясно: нельзя вступать в половые связи с лицами, не достигшими 16-летнего возраста.

В редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 14-ФЗ закон звучит уже так:

Статья 134. «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»

«1. Половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста и половой зрелости, совершённое лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, -

2. Мужеложство или лесбиянство с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста и половой зрелости, совершённые лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, -…».

- Таким образом, даже такое наказание, как лишение свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до десяти лет или без такового, не восстанавливает справедливость, так как в случае достижения несовершеннолетней (-им) потерпевшей (-им) половой зрелости, преступник просто-напросто не понесёт никакого наказания, поскольку не будет привлечён к уголовной ответственности, даже если половое сношение будет совершено группой лиц, организованной группой или лицом, имеющим судимость за ранее совершённое преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. Потому, что всё происходит «по согласию», и потому, что подросток достиг половой зрелости.

Небольшая поправка в законе: «не достигшим половой зрелости» - позволяет преступникам избежать уголовной ответственности, влечёт рост числа абортов у несовершеннолетних.

 

Вместе с тем, раздел «Защита прав каждого ребенка»  главы 2. «Ключевые принципы Национальной стратегии» указывает, что в «Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребёнка без какой-либо дискриминации,…».

В нынешнем состоянии уголовное законодательство допускает дискриминацию несовершеннолетних в возрасте с 14 до 16 лет, что необходимо устранить, исключив из диспозиции статей 134, 135 УК РФ достижение потерпевшим половой зрелости, как условие для освобождения виновных от уголовной ответственности.

 

3)      Статья 1, части 8 – 9 – о введении уголовной ответственности за незаконное отобрание ребёнка из постоянной семьи

 

«10. Наглядным показателем ослабления института семьи является высокий уровень социального сиротства. 84% детей без попечения родителей – социальные сироты или дети родителей, лишенных родительских права или ограниченных в родительских правах.

В 2011 году только 6% детей, отобранных у родителей (причем во внесудебном порядке), были отобраны в связи с угрозой их жизни и здоровью. Только 2% родителей, лишенных родительских прав, были лишены за жестокое обращение с ребенком. 1 из 5 родителей, ограниченных в родительских правах, был ограничен вследствие его поведения. Ежегодно около 94% отобраний детей из семьи, 90% лишений родительских прав и 80% ограничений в родительских правах производятся по усмотрению, в первую очередь, органов опеки и попечительства, и зависят от того, как они толкуют термины «невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей», «злоупотребление со стороны родителей», «ребенок, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении», «стечение тяжелых жизненных обстоятельств».

Само по себе наличие несовершеннолетнего ребенка в семье становится достаточным основанием для бесцеремонного вмешательства представителей органов опеки и попечительства, органов внутренних дел во внутренние дела семьи, проникновения в жилище, постановки на учёт семей, находящихся в социально опасном положения, и контроля за такими семьями, в том числе с применением мер индивидуальной профилактической работы как к детям, так и к родителям.

 

- На практике профилактическая работа органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних заменяется немедленным отобранием ребёнка и помещением его без достаточных оснований, а если точнее, с превышением должностных полномочий, в детское учреждение. В нарушение закона не принимаются все необходимые меры к отысканию кровных родственников, но зато моментально для детей славянской внешности и привлекательной наружности находятся заморские усыновители, поскольку, якобы, российские семьи от таких детей «неоднократно отказываются». Не существует дифференцированной уголовной ответственности работников системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних  за незаконные действия по отобранию детей из кровных семей или семей кровных опекунов.

Чудовищные цифры, приведённые в Концепции, о том, что

«…только 6% детей, отобранных у родителей (причем во внесудебном порядке), были отобраны в связи с угрозой их жизни и здоровью. Только 2% родителей, лишенных родительских прав, были лишены за жестокое обращение с ребенком. 1 из 5 родителей, ограниченных в родительских правах, был ограничен вследствие его поведения…», -

не позволяют законодателям оставить без внимания такой вид преступления, как незаконное отобрание ребёнка из семьи постоянного проживания и помещение его в приёмную семью или детское учреждение из корыстной или иной личной заинтересованности.

Только  угрозой привлечения к уголовной ответственности за незаконные действия по разрушению семьи и наказанием вплоть до лишения свободы можно обуздать лавину беззакония со стороны людей, призванных оказывать помощь семье и детям, в связи с чем предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ ст. 154-1 «Незаконное отобрание детей».

 

4)      Статья 2, части 1-6 - изменения в Семейный кодекс РФ, статья 3, части 1-3 - в Гражданский процессуальный кодекс РФ, статья 4, части 1-2 – в Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» -  детально регламентирующие порядок отобрания ребёнка из семьи

 

 «Эта практика, ассоциируемая в общественном сознании с «ювенальной юстицией» или произвольным вмешательством чиновников во внутренние дела семьи, подрывает авторитет родительской власти, противопоставляет права детей правам родителей и вызывает обоснованный общественный протест».

«14. Восстановление традиционных семейных ценностей должно начаться с совершенствования семейного законодательства. Семейный кодекс Российской Федерации был принят в 1995 году и ни разу не подвергался системному анализу и пересмотру.

 

Положения же семейного законодательства, умаляющие роль родителей в решении вопросов воспитания и развития ребенка, узаконивающие свободу усмотрения для органов опеки и попечительства при принятии решений, связанных с вмешательством в семейную жизнь, остаются незыблемыми».

- С этими тезисами нельзя не согласиться.

 

- Статья 9 Конвенции ООН о правах ребёнка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) предусматривает, что

«Государства-участники обеспечивают, чтобы ребёнок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребёнка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребёнком или не заботятся о нём или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребёнка».

На сегодняшний день процедура отобрания ребёнка не предусматривает в первоочередном порядке получение судебного решения, что фактически противоречит ст. 9 Конвенции. Будучи отобранным из семьи и разлучённым с обоими родителями, ребёнок страдает «трижды», и каждый раз незаслуженно:

1.                      От действий родителя, послуживших основанием для отобрания ребёнка;

2.                      От разлуки со вторым родителем, не заслуживающим обвинений  в чём-либо по отношению к ребёнку, с другими кровными родственниками, – бабушками, дедушками, братьями, сёстрами;

3.                      От замены постоянного места жительства на непривычную среду детского учреждения.

Таким образом, наказанным становится не виновный родитель, или не только виновный родитель, но в большей мере – потерпевший ребёнок.

Поэтому целесообразным является на законодательном уровне закрепление  правила, по которому при наличии других кровных совершеннолетних родственников они бы в приоритетном порядке признавались временными опекунами до решения вопроса о лишении родительских прав одного из родителей или обоих виновных родителей, что не противоречит п. 12 Концепции, в котором среди  задач по защите семьи от незаконного вмешательства в семейную жизнь, социальной защите семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации значится «приоритетное право родственников (при наличии их  согласия) на воспитание ребёнка в случаях лишения родителей ребёнка родительских прав или ограничения в родительских правах; на временное устройство ребёнка в семью родственников в случае его отобрания из семьи».

Предлагается внести в Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ изменения, детально регламентирующие порядок отобрания ребёнка из семьи только по определению  районного суда.

Процедуру отобрания проводить в следующем порядке:

1.                      Начинать с передачи ребёнка под покровительство кровного родственника (а в отсутствие такового – в приёмную семью, готовую принять ребёнка в срочном порядке, под покровительство воспитателя) и наделения его правами временного опекуна по постановлению руководителя исполнительного органа, продлевающего действие постановления на срок от 2 до 12 месяцев, до изменения обстоятельств, послуживших основанием для вынесения постановления о назначении временного опекуна, которое должно автоматически отменяться не позднее вступления в силу определения районного суда о неправомерности экстренного изъятия ребёнка из кровной (постоянной) семьи или вступления в силу решения суда об отказе в иске о лишении родителей родительских прав или ограничении их в родительских правах;

2.                       оформления ходатайства органами опеки в суд об отобрании ребёнка у родителей (родителя) в течение 48 часов с момента передачи ребёнка временному опекуну (в отсутствие кровных родственников и лиц, их заменяющих, – в детское учреждение) в качестве меры обеспечения иска, совместно с исковым заявлением о лишении родительских прав;

3.                      рассмотрение ходатайства судьёй районного суда в течение 8 часов со времени поступления ходатайства органов опеки в суд с обязательным участием в судебном заседании прокурора, обоих родителей и адвоката, представляющего их интересы;

4.                      обжалование определения о законности отобрания ребёнка из постоянной семьи (кровной либо приёмной) в течение трёх суток.

Подобная процедура рассмотрения судами ходатайств следственных органов об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей подозреваемому или обвиняемому существует более 10 лет, она отработана судами и не вызовет трудностей с исполнением нововведения по гражданским делам.

Определённые организационные трудности могут возникнуть только у органов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Однако то горе семей и слёзы детей, которые потерпели от преступных действий органов опеки и попечительства, не оставляют обществу и государству другого пути.

Для сравнения: преступник, достойный всего лишь минимального срока лишения свободы, не берётся в нашей стране под стражу без судебного постановления и участия в процессе прокурора и адвоката, защищающего его права. До вступления приговора в законную силу человек считается не виновным. Все сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

Родитель же, благодаря привнесённым европейским законам, для органов опеки виновен априори, ещё до вынесения судебного решения. Кроме того, он остаётся один на один с государственной системой. И, что самое страшное, он может быть навсегда разлучён со своим ребёнком, «без права переписки», при последующем его усыновлении.

- Статья 12 Конвенции ООН предусматривает, что

«1. Государства-участники обеспечивают ребёнку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребёнка, причём взглядам ребёнка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребёнка.

2. С этой целью ребёнку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребёнка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства».

- Как видим, Конвенция не ограничивает право ребёнка на высказывание своих взглядов определённым возрастом.

Согласно российскому семейному законодательству, восстановление в родительских правах в отношении ребёнка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия (ч. 4 ст. 72 СК РФ).

Между тем, не спрашивается согласие ребёнка на лишение его родителей родительских прав. То есть, мнение ребёнка по самому важному в его жизни вопросу – дальнейшей связи с его кровными родственниками, или лицами, их заменяющими, - игнорируется. И, как следствие, нарушается его конституционное право - жить и воспитываться в семье.

Предлагается внести изменения в Семейный кодекс РФ об обязательном учёте мнения ребёнка с 5-летнего возраста при решении вопроса о лишении его родителей родительских прав, с уделением взглядам ребёнка должного внимания в соответствии с его возрастом и зрелостью.

П.12 Концепции среди задач по защите семьи от незаконного вмешательства предусматривает «установление запрета на усыновление ребёнка или устройство ребёнка в приёмную семью до того, как будет установлено, что родители, лишённые родительских прав или ограниченные в родительских правах, не изменили поведение, образ жизни».             

Этот тезис согласуется с предложением законодательно установить срок, в течение которого ребёнок, имеющий кровных родителей, не может быть усыновлённым. С 6 месяцев его необходимо продлить не менее, чем до полутора лет, в течение которых кровные родители могли бы решить вопрос о восстановлении в родительских правах.

Заключение

            Тенденции, наметившиеся в Концепции государственной семейной политики в сторону пересмотра отношений законодательной власти к институту семьи, не могут быть оставлены без внимания родительской общественности, поскольку семья, её духовное, нравственное, а так же материальное благополучие являются прочным фундаментом  государства.

Процесс пересмотра и обновления семейного и другого, связанного с ним законодательства – это длительный и скрупулёзный процесс, однако очевидно, что предложенные в настоящем Законопроекте поправки  требуют немедленного осмысления, рассмотрения и принятия для предотвращения начавшегося в стране разрушения института семьи.

Преимущество  Законопроекта состоит в том, что разработанные в нём новеллы встраиваются в существующую систему законодательства без изменения или разрушения его целостности. Кроме того, поправки, в случае их принятия, способны немедленно изменить правоприменительную практику, поставив заслон нарушениям конституционных прав граждан – не только детей, но и их родителей.

 

Разработчик Законопроекта

Судья в почётной отставке                                                            Виноградова Л.Н.