Это перевод на простой язык Пояснительной записки правительства к его законопроекту о повышении пенсионного возраста. Некоторые её фразы и пункты могут показаться не очень связными, но можно убедиться – это несвязность оригинала. Мне кажется, что Пояснительная записка на самом деле является распиской правительства в своей несостоятельности, закамуфлированной просьбой об отставке. Но оставим критику на потом. Сначала надо вчитаться в текст.
Тем более, что очень интересно: вроде бы абзац за абзацем Закона «пояснён», но остаётся неясным: из какого его пункта следует необходимость повышения пенсионного возраста? Нигде даже не сказано (чтобы не врать?), что на ранее обещанные людям пенсии у правительства нет денег.
Перевод Пояснительной записки к законопроекту № 489161-7
1. Правительство уже давно придумало, как лучше платить пенсии. Идея в том, что платить людям надо по-разному – кто как заслужил.
Оригинал: Согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р (далее – Стратегия), основным принципом совершенствования формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера.
2. Сейчас получается, что права тех, кому начисляют пенсионные накопления, не равны обязательствам перед ними.
Ничего не понятно. См. оригинал: Действующий порядок исчисления размера страховых пенсий в условиях негативной демографической ситуации приводит к неэквивалентности пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств по выплате им пенсий.
3. Мы так управляем экономикой, что уверенно наблюдаем: число тех, за кого перечисляют в пенсионный фонд, сокращается, а растёт число получателей пенсии. Этак они скоро сравняются по количеству.
Оригинал: Наблюдается постоянный рост получателей пенсии на фоне сокращения численности лиц, за которых уплачиваются страховые взносы. Соотношение численности занятых по найму и численности получателей пенсии к 2025 году составит 1,04, в то время как сейчас оно составляет 1,12.
4. Сегодняшний пенсионный возраст ввели ещё после гражданской войны и посленэповской разрухи. Тогда жили недолго. В то время шло промышленное развитие, и власть исходила из того, что с возрастом наступает нетрудоспособность.
Оригинал: Действующий пенсионный возраст – 60 и 55 лет для мужчин и женщин – впервые был закреплен в 1928 году и получил дальнейшее развитие в 30-е годы прошлого столетия. Он был установлен для основной категории граждан в условиях общества индустриального типа (рабочих, занятых в промышленной сфере) на основании утраты ими трудоспособности. Таким образом, устанавливалась презумпция наступления нетрудоспособности и утраты заработной платы и иных выплат и вознаграждений в определенном возрасте. При этом продолжительность жизни при рождении в 1926–1927 гг. по Европейской части РСФСР составляла 43 года.
5. Сейчас, хотя и не везде, жить стали значительно дольше.
Оригинал: К настоящему времени продолжительность жизни россиян в целом значительно увеличилась.
6. Мы так управляем экономикой, что уверенно наблюдаем: кадры, особенно умелые, не хотят работать.
Оригинал: Одновременно наблюдается растущий дефицит на рынке труда, причем именно квалифицированных рабочих и специалистов.
7. Почти каждый третий пенсионер у нас не только вынужден, но и в состоянии пахать до 65 лет.
Оригинал: Уже сейчас 30 % людей пенсионного возраста продолжают работать, причем первые 3-5 лет после назначения пенсии данный показатель гораздо выше. Значительное сокращение числа работающих пенсионеров происходит по достижении ими 65 лет.
8. Сейчас нужно не промышленное развитие, а сфера услуг. А это не у станка стоять.
Оригинал: C конца XX века во всех странах мира, в том числе и в Российской Федерации, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, и произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу – обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг, что предполагает длительный период трудоспособности.
9. Некоторые страны давно повысили возраст выхода на пенсию.
Оригинал: За последние полтора-два десятилетия решение о повышении пенсионного возраста приняли большинство развитых стран и государств – бывших республик СССР.
10. Международная конвенция нам не запрещает лишить граждан ранее обещанной им пенсии.
Оригинал: Международными стандартами (Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения) допускается установление пенсионного возраста на уровне 65 лет и выше.
11. Пенсионная система для обычных граждан должна соответствовать уровню, до которого мы довели страну. Учитём опыт соседних стран.
Оригинал: В связи с изложенным, а также, принимая во внимание, что пенсионная система должна быть адекватной современному экономическому развитию Российской Федерации и соответствовать международным стандартам, учитывая опыт по повышению нормативного пенсионного возраста рядом европейских государств и государствами из числа бывших республик СССР, являющихся экономическими партнерами Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза, законопроектом предлагается поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости, в том числе досрочно, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
12. Предлагается обмануть вкладчиков в Пенсионный фонд – не платить обещанную пенсию тем, кто уже на неё рассчитывал, в течение ещё нескольких лет (5 и 8) – до того возраста, в котором они, как правило (см. п. 7), уже не пашут.
Оригинал: Так, предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно.
13. Но постепенно, не всех сразу. Кто постарше – у того отнять 1 год пенсии, кто помоложе – у того все 8.
Оригинал: Повышение пенсионного возраста будет проводиться постепенно в течение переходного периода с 2019 г. по 2034 г.
Данная мера затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане указанных годов рождения, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.
Соответственно:
1) мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2022 году (в возрасте, соответственно, 62 года и 57 лет);
2) мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);
3) мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);
4) мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);
5) женщины 1969 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2030 году (в возрасте 61 год);
6) женщины 1970 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2032 году (в возрасте 62 лет);
7) женщины 1971 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2034 году (в возрасте 63 лет).
14. Повторяем: другие страны так делают.
Оригинал: Аналогичная практика повышения пенсионного возраста встречается в ряде зарубежных стран (Бельгия, Израиль, Казахстан, Литва, Латвия, Греция).
15. Если мы сегодня так поступим с теми, кто ещё не вышел на пенсию, то завтра, если продолжительность жизни в стране опять не увеличится или если пенсионная система к этому приспособится и станет сбалансированной, мы таки сможем создать условия для повышения пенсии тем, кто уже на неё вышел. Хотя и не обещаем прямо — ни повысить, ни создать условия.
Оригинал: Реализация данной меры позволит создать условия для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации пенсионной системы к новым демографическим условиям, в том числе с учетом увеличения продолжительности жизни, а также – для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации в целом.
16. Это поможет нам и не пересматривать придуманную нами пенсионную стратегию, и найти деньги на выплату пенсий.
Оригинал: Предлагаемые законопроектом меры позволят достичь целевых показателей Стратегии развития пенсионной системы, направленных на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации, позволят гарантировать долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, в том числе позволят обеспечить индексацию размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
17. Бизнес и бюджет при этом не пострадают.
Оригинал: Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
18. Цели у правительства такие, что на их достижение не влияет уровень жизни граждан, их экономическое и репродуктивное поведение.
Оригинал: Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Александр Коваленин, РВС.