Правомерно ли обвинять Альянс «Россия без сирот» и его основателя в сектантстве? Продолжение

 Продолжу разбирать интервью Ивана Иклюшина, которое он дал в декабре малоизвестному порталу REFNEWS (далее интервью цитируется по этому источнику). Обращаю ваше внимание, что, судя по контенту, портал REFNEWS — ресурс очень дружественный Альянсу «Россия без сирот» и г-ну Иклюшину. То есть журналист портала задаёт те вопросы, которые нужно задать и не задаёт тех, которых задавать не нужно. Прошу  прощения за большие цитаты, но мне хочется, чтобы читатели почувствовали стиль этой беседы. Прежде чем перейти к другим темам, поднятым в этой статье, хочу закончить с «сектантством». 

Продолжение диалога И.Иклюшина (ИИ) и журналиста портала (REF), чередующееся с комментариями:

«ИИ: И вот видят (представители РПЦ — СМ,), например, у нас в таком-то городе будет мероприятие.…Всё! Есть дело! Мы их называем «наши бесплатные консультанты». Они бесплатно консультируют администрации, отделы образования и других специалистов профильных ведомств по нашему поводу. Например, во Владивостоке, нам помогала одна очень уважаемая женщина с организацией велопробега. И вот за день до основных мероприятий она отказывается лично быть. Причина — «приходили люди из Церкви в отдел образования и сказали, что вы мормоны». Ну что тут скажешь? Мы разъясняем нашу структуру и, как правило, всё нормализуется. Жаль только, если эти «консультанты» приходят буквально за день-два. Нет времени исправить ситуацию.»

Поясню, о чём идёт речь. Когда представители неопятидесятнических, неохаризматических движений (т.е. сект) организуют благотворительные мероприятия «для сирот», они, естественно, организуют его как представители светской организации Альянс «Россия без сирот». Однако, насколько мне известно, при каждой епархии РПЦ  есть специалист по сектам, и это духовное лицо может (и должно) прийти, например, в отдел образования и сообщить о том, какие организации фактически организовывают мероприятие. А поскольку обычные сотрудники, даже из отдела образования, могут быть очень несведущи в вопросах сект и им недосуг вникать, чем неопятидесятники отличаются от пятидесятников и к какой сектантской «волне» из США принадлежит та или иная харизматическая церковь, то, в большинстве случаев батюшке проще сказать: это секта вроде мормонов, и «уважаемая женщина» поймёт, Артура Конан Дойля она читала. И какие могут быть претензии к такому объяснению? Что степень деструктивности мормонов выше неопятидесятнической или неохаризматической? Вполне возможно, но в таких случаях важно само наличие деструктивности. 

«REF: Ну вот, говорят же «из Церкви». 
ИИ: Так да… Транслируют свою личную позицию, прикрываясь Церковью. Рясу надел и пошёл. Без рясы-то он кто? Пользуются невежеством людей. Я только себя утешаю, может быть, они искренне верят, что детей от зла спасают… Хотя… Вот, честно скажу, чтобы написать такой трактат о нас из трёх частей, который вы мне с сайта ювенальной юстиции прислали, чтобы вот так всё за уши притянуть и связать, нужно не одну сделку с совестью заключить. Если они верующие люди, то нужно понимать, что за такие дела, им будет перед Господом очень стыдно. Слава Богу, влияние их очень ограничено».

Видно, как Ивану Иклюшину близко «православное мироощущение», как он веротерпим и с каким уважением он, сам имея «духовный сан в евангельской церкви», относится к служителям Русской Православной Церкви. Понятно также, что г-н Иклюшин конструктивно воспринимает критику и с помощью неопровержимых фактов нивелирует обвинения всех «трактатов» с «сайта ювенальной юстиции». Действительно, зачем называть конкретный сайт, конкретный «трактат», как делают все уважающие себя полемисты? Не ровен час, читатель пройдёт по ссылке, прочтёт то, что там написано и сделает свои, не совпадающие с интересами Альянса и Иклюшина, выводы? Поэтому другого выхода нет: ни на что конкретно ссылаться не нужно, нужно заняться морализаторством и сказать какую-нибудь гадость.

«REF: Вот вы сказали, что разъясняете вашу структуру в случае возникновения недоразумений. Вы можете нам разъяснять тоже именно в свете религиозных взаимоотношений?
ИИ: С удовольствием. Перво-наперво. Мы не представляем никакой религиозной организации. На учредительной встрече Альянса присутствовали люди из совершенно разных церквей и даже некоторые невоцерковленные. Все мы не представляли на учредительной встрече свои церкви или религиозные организации, к которым имеем отношения. Наши духовные руководители даже не были в курсе этой встречи особо. Мы собрались по единственному признаку — каждый к тому моменту уже несколько лет имел отношение к помощи сиротам, многие принадлежали к общественным организациям или возглавляли благотворительные инициативы. Вот эти люди и стали впоследствии членами Правления Альянса инициатив «Россия без сирот». Некоторые члены Правления уже тогда являлись авторитетными специалистами именно в вопросах, касающихся профессиональной помощи сиротам, семьям в кризисе и так далее.» (Здесь и ниже выделение моё- Iz.)

То есть, Альянс учреждали представители совершенно разных церквей (напоминаю слова Патриарха Кирилла, обращённые к протестантам:«очень часто под именем протестантов выступают не лютеране или баптисты, а неохаризматические группы, многие из которых имеют деструктивный, тоталитарный характер») и «даже некоторые невоцерковленные». Сразу возникает вопрос: представители каких религиозных деноминаций, движений учреждали Альянс и каков процент учредителей, которые к ним не относятся? На сайте Альянса списка учредителей найти нельзя. Есть список «Экспертного совета», который подробно разбирается здесь. Вкратце скажу, что из трёх экспертов один — это икона отечественной ювенальной юстиции Б.Л. Альтшулер, а два других теснейшим образом связаны с неопятидесятническими движениями. С этими же движениями связано и подавляющее большинство партнёров альянса, как информационных, так и в сфере благотворительности. Всё это означает, что если формально Альянс не представляет никакой религиозной организации, то за его спиной стоят именно религиозные организации неопятидесятнического неохаризматического толка. 

«Если вы исследуете любую социально-ориентированную общественную, благотворительную организацию, вы будете поражены проценту верующих людей среди руководителей и волонтёров таких организаций. Я думаю, это связано с тем, что добродетель является органической, неотъемлемой составляющей здоровой духовности. В своё время В. Путин сказал: «Я не вижу нравственного поведения в отрыве от религиозного чувства».

Во-первых, хочу сказать, что серьёзный разговор так вести нельзя. Нельзя сказать просто «верующий» и не назвать конкретных деноминаций. Может речь идёт о неоязычниках, число которых, к сожалению, растёт? В России «верующий» чаще всего означает «верующий православный» или «верующий мусульманин» (и далее все другие традиционные для России конфессии). Но ведь Иван Иклюшин говорит не о них, он хочет сказать, что сейчас любая социально-ориентированная общественная, благотворительная организация нашпигована «христианскими лидерами» неопятидесятнического, харизматического разлива. И это правда! Именно об этом многие «ювенальные сайты» и пишут! Именно это обстоятельство и беспокоит гражданское общество. Кто, например, Анна Гопко, которая совсем недавно, с трибуны Верховной Рады Украины, объявила Россию страной — агрессором? Она — народный депутат Украины. Член фракции партии «Объединение «Самопомощь». А ещё она — «христианский лидер», спикер «Глобального лидерского саммита», прошедшего в 2014 году во Львове и в Киеве. Такие саммиты более 20 лет организует одна из самых крупных церквей США Willow Creek Community. На главной странице «саммита» прямо сказано: «Глобальный Лидерский Саммит — это сообщество лидеров, посвящённых распространению Божьего Царства на земле. Мы влияем на компании, правительство, школы, общественные организации, семьи, церкви и другие группы людей и провозглашаем, что это наша ответственность — подпитывать нашу страсть и оттачивать наши лидерские навыки в процессе создания того будущего, которое Бог приготовил для нас».

Какое будущее «Бог приготовил» для Украины, в том числе руками «христианских лидеров» пастора Турчинова, пастора Мохненко, Анны Гопко? Г-н Иклюшин хочет сказать, что в России полным ходом идёт тот же процесс? 

Во-вторых, уж наверное, В.Путин, имел ввиду религиозные чувства верующих – представителей всех традиционных конфессий (не исключая и протестантских), а не псевдо-религиозный экстаз, в который ввергают адептов неопятидесятнических, неохаризматических сект. 

«Вот почему мы сразу поняли, что религиозные организации будут для Альянса хорошими партнёрами. Так и случилось. Мы обратились к целому ряду руководителей религиозных организаций с идеей воспитывать среди их прихожан культуру усыновления, оказывать им помощь в вопросах обучения и сопровождения приёмных семей. Сегодня в структуре Альянса есть Департамент по взаимодействию с религиозными организациями. Работа этого департамента за последние годы затронула более 5000 местных религиозных организаций самого разного толка. Мы работаем с прихожанами церквей исключительно в координации с их священниками и открыты для сотрудничества с новыми церквями. Церкви евангельского толка оказались самыми активными нашими партнёрами и сторонниками. Количество усыновителей из их числа за последние годы выросло настолько, что вам в любой опеке скажут — в основном берут родственники или верующие».

На второй странице «Презентации» Альянса однозначно сказано, что он направлен, прежде всего, на работу с «протестантскими» семьями. Ещё раз подчеркну, пятидесятнические (которые Иклюшин называет «церквями евангелического толка»), неопятидесятнические неохаризматические движения являются, по сути, отрицанием протестантизма, но чтобы не привлекать нежелательного внимания, они предпочитают выдавать себя за протестантов, поэтому в презентации Альянса указаны «протестантские семьи». 

«Ведь чего опасаются чиновники? Они боятся, что выделят, скажем, конференц-зал городской администрации под конференцию, а там начнётся религиозная пропаганда. С нами этого бояться не стоит. Мы не представляем интересы какой-то одной религиозной группы. Для каждого типа мероприятий есть своё время и место».

Ой ли? Вот что, например, пишет портал invictory.com о конференции «Россия без сирот 2012»: «Темы пленарных сессий конференции, которые проведут ведущие служители и специалисты из России, Украины, США были заявлены заранее. Среди них: системная подготовка к служению, подготовка приёмных родителей, восстановление кровных семей, фокус на усыновление и укрепление семьи, взаимоотношения с государством и обществом, роль и потенциал церкви в восстановлении общества.» Что это за «системная подготовка к служению», можно узнать?

Не важно, чего боятся чиновники. Но общество должно понимать, представители каких религиозных движений будут работать платными «родителями» в фостерных семьях, а также содержать частные детские дома, так как именно там и начнется эта самая псевдо-религиозная пропаганда. 

Светлана Моисеева, РВС.