Внедрение системы онлайн–образования в большой степени поставит на российской науке крест, заявил доктор экономических наук, профессор СПбГУ Валерий Ковалев 21 ноября, выступая на заседании секции социально–экономических проблем и статистики Санкт-Петербургского Дома ученых им. М. Горького, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Валерий Ковалев представил доклад «Университетское экономическое образование: история, логика, проблемы» и подчеркнул, что обозначенные проблемы не решаются на уровне профессорско–преподавательского состава. Среди названных проблем были отмечены гонка вузов за рейтингом, формальный перенос американского опыта в Россию, стремление к публикациям любой ценой и другие. В частности, проблемой было названо создание мифа о перспективности онлайн–образования.
Профессор отметил, что онлайн–образование продвигается ректором Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярославом Кузьминовым. По прогнозу из выступления Кузьминова на Гайдаровском форуме в 2018 году, рынок образования к 2030 году станет «в большой степени» онлайновым, частным и глобальным.
«Если это случится, то на нашей науке и на образовании надо ставить крест», — так прокомментировал данное высказывание Валерий Ковалев.
Как пояснил Ковалев, исследования показали, что результативность онлайн–программ не более 5%, это значит, что из 100 поступивших на курс студентов до конца доходят только 5 человек. Кроме того, профессор подчеркнул, что считает важным прямое общение студентов с преподавателем, и что с помощью онлайн–курсов можно получить только общее представление о предмете, но невозможно осваивать какие–либо фундаментальные серьезные дисциплины.
Напомним, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отмечал, что «ускоренное внедрение системы онлайн–курсов» сможет повысить качество российского высшего образования. При этом он указывал, что поскольку сами вузы будут внедрять это новшество долго, внедрение онлайн–образования уже в ближайшем будущем может стать «не только добровольным».
В руководимой Кузьминым ВШЭ запланировано в течение 5 лет полностью отказаться от очных лекций, заменив их онлайн–курсами. В качестве обоснования необходимости замены лекций онлайн–курсами Кузьминов указывал низкую посещаемость лекций студентами, а также загруженность преподавательского состава, вынужденного тратить время на лекции вместо исследовательской работы или изучения современной литературы.
Читать также: Матвиенко: онлайн-обучение угрожает классическому образованию
Отметим, заместитель министра науки и высшего образования России Марина Боровская 14 ноября заявляла, что онлайн–курсы требуют высокой степени организации преподавательского сообщества и являются для педагогов и преподавателей серьезным вызовом. При этом она выразила сомнение по поводу возможности онлайн–курсов заменить собой университетское образование.