Прорвет ли Турция «оренбургский коридор»?


Александр-Габриэль Декамп. Турецкий патруль.1831
Не так давно, 29 ноября 2022 года, на портале Youtube появился фильм известной казахской журналистки Майи Бекбаевой «Оренбург — первая столица советского Казахстана. Как Оренбург стал российским городом?». По существу этот фильм является продуманной и осмысленной актуализацией как мифов новой истории Казахстана, так и неявных территориальных претензий к России. Разберемся, почему такой фильм понадобился именно сейчас. И как он связан с крайне важной для России темой — транспортными коридорами в Азию через Казахстан.

За день до выхода фильма, 28 ноября, в Оренбурге открылся Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. На то, что дата выхода фильма не случайна и приурочена к форуму, прямо указывает его описание. «В эти дни в России проходит форум межрегионального сотрудничества с Казахстаном. Символично, что местом проведения этого мероприятия, был выбран Оренбург», — написано в аннотации к материалу.

Форум 2022 года, тема которого — «Снятие инфраструктурных ограничений международной торговли», впечатляет своей широтой. На него собрались более 700 делегатов, в том числе представители научных и общественных кругов, руководители министерств, главы регионов России и Казахстана. Из Москвы по видеосвязи участников встречи приветствовали президенты РФ и Казахстана Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев.

На форуме обсуждали использование транзитных потенциалов приграничных регионов России и Казахстана, создание «бесшовной» логистической среды, модернизацию железнодорожных путей и автодорог, увеличение объемов транзитного контейнеропотока и так далее. Короче, обсуждались транспортные коридоры и облегчение перевозок в направлении Россия — Казахстан — КНР. В частности, на форуме было объявлено, что в 2022 году объем контейнерных перевозок между КНР и РФ через Казахстан вырос в четыре раза, и этот объем планируется только наращивать.

Тут надо пояснить, что до сих пор базовой транспортной линией в этом направлении остается Транссиб, и эта магистраль уже не справляется с растущими торговыми потребностями России и Китая. Это стало понятно еще в 2013 году, и тогда власти России начали модернизацию Восточного полигона и, параллельно, ряд проектов по расширению транспортных путей в Азию через Казахстан. Восточный полигон считается одним из самых масштабных в мире инфраструктурных транспортных проектов, и модернизация его идет по графику, хоть и не без сложностей.

Да вот только на плановые показатели Восточный полигон должен выйти в лучшем случае к 2024 году, а перевозить по суше грузы в Китай надо было в рекордных объемах из-за пандемии и коллапса в Суэцком канале, как говорится, «еще вчера» — в 2021 году. Полпред президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев в июле 2022 года предупредил, что России нужно будет перевезти 258 млн тонн грузов. При действующих мощностях магистралей это невозможно. Прогнозируемый объем неперевезенных грузов может составить до 100 млн тонн, а ущерб, который при этом будет нанесен экономике страны, оценивается в 1,5 трлн рублей.

Деньги немалые, и надо думать, как их быстро получить и разрешить свои собственные экономические проблемы, возникшие из-за санкций Запада и разрыва логистических цепочек там. Единственный альтернативный вариант — это, конечно, транзит в обе стороны (возить нужно и в Россию, и много) через Казахстан и граничащие с ним области, и в первую очередь Оренбургскую.

Географическое положение Оренбургской области определяет ее преимущество: регион исторически связывает европейскую часть России со странами Средней и Юго-Восточной Азии и обеспечивает транзит основных грузовых и пассажирских потоков в направлении «Центр — Средняя Азия» и «Запад — Восток». Из этого понятно, почему обсуждать насущную проблематику приехали именно в Оренбург.

Изображение: © Источник https://eabr.org/upload/iblock/c69/EDB_2021_Report_5_INSTC_rus.pdf
Транспортный каркас Евразии

Видно, что через территорию Казахстана в Китай идут две ветки Центрального Евразийского коридора: одна через Оренбург и Актюбинск до морских портов Китая, другая через Екатеринбург и Курган в Петропавловск и далее так же в Китай. Всего действуют пять международных железнодорожных транспортных коридоров и восемь автомобильных транзитных коридоров. Получается неплохая альтернатива Транссибу, притом что нужна она вот прямо сегодня и ни днем позже.

Но есть и некоторые нюансы. И самый главный из них — а не запрёт ли (в лучшем случае перекроет, а не что-то похуже) наш партнер в случае чего эти самые транзитные пути? Ведь основное преимущество Транссиба в том, что этот маршрут идет полностью по территории России прямо в Китай и ни от кого не зависит.

Про позицию Китая — разговор отдельный, а вот, скажем мягко, некоторая склонность наших партнеров по СНГ к многовекторности (а если точнее, то колебанию между крупными игроками — Россией, США, ЕС и Китаем) не может не настораживать. И к особенностям именно казахской «многовекторности» стоит присмотреться повнимательнее. Ведь принято считать, что, в отличие от иных партнеров России, Казахстан никогда и ни к кому не имел территориальных претензий. Так ли это? И в какую сторону вообще направлены сегодняшние интересы казахской политики?

Вернемся к фильму Бекбаевой. Сразу нужно отметить, что она — далеко не последнее лицо в журналистике Казахстана. У нее немалый послужной список: ведущая службы новостей телеканала «Шахар», шеф-редактор телеканала «Таң» (2005–2009), сотрудник телекорпорации «Казахстан»(2009–2011), ведущая новостей и аналитической программы «Другими словами», ток-шоу «ВЫХОД есть!» на «Седьмом канале» (2012–2016), ведущая ряда программ на телеканалах агентства «Хабар» (2016–2019), директор канала «Kazakh TV» (2019), заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана (с 11.2020 по 28 апреля 2022). Кроме того, в 2014 году она была признана телеведущей года по версии журнала Cosmopolitan.

При рассмотрении фильма «Оренбург — первая столица советского Казахстана. Как Оренбург стал российским городом?» сразу бросается в глаза провокативность его заголовка, который задает тон всему повествованию. Сам фильм снят на русском языке. Если прочитать только заголовок передачи, то можно подумать, что Оренбург изначально был чьим-то городом (и это неслучайно, далее будет сказано — чьим), а потом почему-то стал российским. Понятно, что речь идет о старой песне казахских националистов: Оренбург наш.

«О том, что Оренбург был первой столицей советского Казахстана, напоминает лишь, пожалуй, коренное население. Казахов здесь действительно живет немалый процент», — рассказывает Бекбаева своей аудитории. Автор фильма стремится ввести в сознание вполне конкретную мысль: коренное население области — отнюдь не русское. И дальше она эту мысль разворачивает.

«До присоединения к России в 1731 году земля, на которой стоит сегодняшний Оренбург, территориально относилась к Казахскому царству, конкретно — к Младшему жузу, которым правил хан Абулхаир», — говорит она, признавая, что раздробленное казахское царство присоединилось к России.

Далее, по логике, надо разъяснить зрителям, почему часть казахского ханства, а именно младший жуз, решил присоединиться к Российской империи и уйти под ее зашиту. Это произошло осенью 1731 года, когда хан Абулхаир вместе с 29 старшинами младшего жуза приняли российское подданство. Однако именно этот исторический эпизод поборник казахских истоков разумно пропускает. И сразу переходит к рассказу о том, как закладывалась крепость Оренбург. По мнению автора фильма, это произошло из-за просьбы казахского хана. А акцент Майя Бекбаева делает на том, что «территория была наша, а город был заложен царской администрацией».

Уже к этому моменту ее повествования зрителю становится «ясно», что Оренбург «стал» российским городом, что его коренное население — это казахи, а построен он на казахских землях по просьбе казахского хана.

Однако этой непрочной фактуре надо придать хоть какую-то политическую опору. И потому далее создатель фильма отсылает к эпохе развала Советского Союза. Тогда, по ее словам, в своих воспоминаниях первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев рассказывал, как при развале СССР Ельцин потребовал отдать России крупное месторождение «Тенгиз». Назарбаев тогда, по ее словам, ответил, что, мол, пусть в таком случае Россия отдаст Казахстану Оренбургскую область, ведь Оренбург был столицей Казахстана, а на такое Ельцин пойти не мог, и тема была закрыта.

И наконец, для тех, кто все еще не понял намеки, Майя Бекбаева делает финальный штрих.

«Хочу сказать, что в отличие от некоторых наших партнеров Казахстан никогда и ни к кому не имел территориальных претензий, хотя…нам есть о чем поговорить», — подводит она черту.

В целом фильм Бекбаевой не оригинален: по содержанию он очень похож на скандальную статью «Оренбург — потерянная казахская столица», авторство которой приписывают журналистке Камшат Тасбулатовой. Эта статья была опубликован в 162-м номере газеты «Айкын Апта». К сожалению, цитировать ее приходится по статье журналиста Серика Малеева от 3 сентября 2007 года, у которого русские — великодержавные шовинисты, но других источников нет.

«Это сколько же в России осталось казахских земель: Оренбург, Астрахань, Омск, Саратов, Томск, все эти города расположены на исконно казахских территориях. Или та же Сибирь — это тоже земля наших предков. За нее они проливали свою кровь в сражениях. В этих краях лежит немалая часть нашей славной истории, на бывших наших северных окраинах, ставших ныне южными рубежами России. Здесь творил Курмангазы, здесь произошло объединение руководителей Алаш-Орды, здесь первые печатные произведения на казахском языке увидели свет», — писала Тасбулатова.

О том, что эта песня хоть и не нова, но популярна, говорит и скандальная карта Казахстана, которую еще в сентябре 2017 года опубликовало государственное информационное агентство страны «Казинформ». На ней к территории страны «присоединены» некоторые районы соседних России, Узбекистана и Китая.

Карта Казахстана, опубликованная Kazinform в 2017 году
Граница государства Qazaqstan (Казахстан на латинице) на той карте пролегала по территории Омской и Оренбургской областей России, Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР, Ташкентской области Узбекистана и включала в себя Каракалпакию, относящуюся к соседнему Узбекистану.

Данную иллюстрацию после публикации в российских СМИ оперативно удалили с сайта, но в кеш-памяти Google она осталась. Если внимательно осмотреть карту, то увидишь, что Оренбург на ней указан как город, принадлежащий Казахстану.

Так почему же фильм вышел ровно к форуму?

Для понимания цены вопроса необходимо познакомиться с таким понятием, как «оренбургский коридор». На вышеуказанной карте видно, что Оренбургская область является своего рода плотиной, которая отделяет исламское население Средней Азии (в частности, Казахстана) от исламского населения Татарии и Башкирии. Если такую плотину прорвать, то появляется возможность рассечь Россию на две части и отделить нефтегазодобывающие районы от потребителей и трубопроводов, перекрыть Транссиб и отделить Сибирь от остальной России.

И это не наша оценка. Наиболее ярко на эту тему высказывался Пол Гобл — адъюнкт-профессор Института мировой политики, преподаватель курса «Ислам и геополитика в Евразии»; бывший аналитик Бюро разведки и исследований государственного департамента, ЦРУ. В 2013 году он опубликовал программный материал, в котором речь идет о том, что якобы власти СССР не позволили Татарии и Башкирии стать союзными республиками, что принесло бы им в 1991 году государственную независимость.

Фактически Пол Гобл изложил в своей работе один из многочисленных западных проектов развала РФ. Он пишет, что «оренбургский коридор» «может быть превращен из стены, которая удерживала средневолжские республики в пределах Российской Федерации, в мост, который позволит им достичь своих целей и отделить Москву от Сибири».

Кроме того, известный советолог и противник РФ в том же материале призывает не унывать по поводу «оренбургского коридора», который так мешает разорвать страну на части. По его словам, есть причины для оптимизма: процент тюрок-мусульман в Оренбурге растет, близость к границе уже не так важна для отделения региона, если вдруг произойдет изменение российских границ, «разделить Оренбург между Казахстаном и тюркскими регионами Средней Волги будет не так уж сложно, учитывая, что „коридора“ столетие назад не существовало».

В этой связи хотелось бы вновь вернуться к работе Бекбаевой. Эта тележурналист регулярно выпускает небольшие документальные передачи, и в последнее время они напрямую или косвенно связаны с турецкими усилиями по объединению тюрок.

Так, в ее передаче «Туркестан. Священная земля для ТЮРКОВ и МУСУЛЬМАН», вышедшей 20 ноября 2022 года, в самом начале показана карта с географией расселения тюрков в Евразии.

Цитата из видео «Туркестан. Священная земля для ТЮРКОВ и МУСУЛЬМАН» пользователя Майя Бекбаева, youtube.com
Очень показательно на этой карте смотрится Оренбург, являющийся, по меткому выражению Пола Гобла, «стеной», которая не дает сомкнуться частям тюркского моря.

В той же передаче выделен традиционный тезис о центральной роли Турции в объединении тюрок и о том, что Османская империя была единственным полноценным государством тюрок, а Турция является ее наследницей.

Всё это подводит к пониманию того, что и передача про Оренбург, и активная реклама нового турецкого проекта в передачах казахской журналистки является частью одного и того же процесса. Процесс этот на политкорректном языке называется тюркской интеграцией, он был широко запущен сразу после распада СССР, а в последние годы явно получает новый разбег.

Кроме того, за несколько дней до оренбургского Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, 25 ноября, в городе Актау (Казахстан), состоялась встреча глав МИД и транспорта Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции. Темой встречи стало обсуждение «Среднего коридора» и Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который входит в число трех торговых коридоров между Китаем и Европой.

По итогам мероприятия стороны подписали Дорожную карту по синхронному устранению «узких» мест и развитию «Среднего коридора» на 2022–2027 годы, предусматривающую согласованные принципы работы, а также конкретные проекты с точными параметрами, сроками реализации и ответственными исполнителями. Реализация договоренностей позволит к 2025 году увеличить пропускную способность по коридору до 10 млн. тонн в год.

ТМТМ пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее маршрут идет в страны Европы. В обход России, разумеется. Основной выгодоприобретатель от этого коридора, конечно, Турция.

Слишком много совпадений, не находите?

На фоне обострения ситуации в зоне спецоперации на Украине и поспешных усилий российских властей по переориентации своих транспортных потоков с Запада на Восток — с Европы на Азию — происходит резкое увеличение давления на Россию.

В ход идет всё: от прямых поставок оружия украинскому режиму, до актуализации националистических идеологем и создания точек напряженности в местах, которые уже много лет считались якобы «спокойными». Совсем не обязательно это делает Запад, у Турции и Китая тоже немало интересов в тех регионах, которые Россия исторически считает зоной своего влияния.

Можно предположить, что попытки развернуть Казахстан в сторону Турции путем разогрева националистических настроений будут продолжаться, особенно на фоне событий на Украине. Просто потому, что, во-первых, на это активно работает Анкара, и, во-вторых, это не пресекается властями страны. А поощряется ли и насколько — это отдельный вопрос.

Алексей Кулаев, Анастасия Громова

ИА Красная Весна