19 октября в пермском педуниверситете состоялся показ спектакля «Прощай, Блюхер», поставленного по пьесе основателя пермского «Мемориала» Александра Калиха. Сразу вывод: такого позорища я давно не видывал, дело даже не в оголтелой пропаганде, это бездарная халтура, замаскированная под спектакль. Ну и еще спойлер: «убивали миллионами, миллиардами».
История о встрече в камере Бутырской тюрьмы начальника НКВД по Свердловской области Дмитрия Дмитриева и маршала Василия Блюхера была поставлена на сцене еще год назад, тогда в «Центре городской культуры» Нади Агишевой состоялся предпоказ. Полноценная премьера была продемонстрирована там же в апреле этого года. Под это дело была создана «документально-визуальная лаборатория «Открытый код», провели кастинг актеров. У «лаборатории» есть свой сайт, где с пафосом рассказывается о спектакле, команде, идее. Всё это сопровождалось большой шумихой в СМИ и различных диссидентских медиа.
В этот раз из рекламной кампании была довольно неплохая афиша, грамотный анонс, размещенный на сайте университета и в соцсетях. Я представил как увижу такой хоррор про ГУЛАГ, и подумал: вот негодяи, нагонят студентов и будут промывать им мозги да еще и посредством театра.
На деле же все оказалось просто полным низкопробным...Короче отвратительная халтура хуже сельской самодеятельности. Я обещал, что никогда не буду так говорить про искусство, но это не искусство, во время просмотра я думал, что даже утренник в детском саду лучше, чем это.
Спектакль начался на 20 минут позже, ну ладно, допустим решали какие-то проблемы со звуком, хотя все равно все трещало, шипело и фонило в итоге. В это время на экране демонстрировались какие-то кадры из советской хроники вперемешку с другими изображениями, звучали песни сталинской эпохи. Наконец проблемы решили, погас свет, на экране появляется тюремная дверь, ужасный голос за кадром с трудом произносит слова, что спектакль не только про жертв, но и про палачей, которые занимались сознательным уничтожением своего народа. Типичная мемориальская мантра, я уже не удивляюсь. Затем прямо из зала актеры идут на сцену. Типа такой режиссерский ход: и чекисты, и заключенные, все среди нас, это все мы. Далее непонятно что происходит, они зачитывают какие-то тексты (как выяснилось – протоколы допросов, докладные записки и т.д., говорят, что настоящие), светят во все стороны фонарями, потом кричат то по очереди, то все вместе что-то вроде «я не виноват, за что, не трогайте меня, я ничего не делал, нет, пожалуйста». И все это выглядело настолько смешно и глупо.
Дело, даже не в том, что тема репрессий уже набила оскомину, а в том, что на сцене не актеры, я не знаю кого набрали в лабораторию «Открытый код», думал, что это члены пермского «Мемориала», но то, что они делали на сцене – полное дно. Забывали слова, останавливались, начинали произносить текст заново, дикции нет, эмоций нет, слов не разобрать, двигаются как роботы, бревна с глазами. Не все, конечно, обладали таким набором одновременно, каждый был асом в своей какой-то специфической бездарности. Один актер по речи и по движениям очень походил на такого манерного гея, каких только в пародийных шоу можно встретить. А теперь представьте, что стоит на сцене такой вот гей, он еще и ровно стоять не может, как-то шатается в стороны, как волна, стоит значит, шатается и произносит тонким слащавым голосом, протягивая гласные по типу «Мааасква», фразы «нет, я ни в чем не виноват, гулаг, гулаг», точно не помню, но посыл был такой. Про режиссерскую работу в, контексте описанного, говорить не приходится, ну, может, «режиссер» фонарики подобрал и кружки для декораций.
Хотя была и вполне неплохая актриса – Дарья Лепенышева. Чувствовалось, что у девушки есть актерский талант, непонятно как она оказалась посреди этого безумия, наверное, по религиозным мотивам. Но даже она не смогла довести свою роль до конца, ибо, попав на это мемориальское дно, из него уже не выбраться. Я так и не понял кого играла Даша, читала какие-то протоколы. Сейчас опишу самую топовую сцену этого перфоманса. Чекисты кого-то допрашивают, типа накал страстей такой поднимается, ну должен подниматься, там все только падало. И тут такая Даша выходит вперед и кричит, обращаясь к актерам, игравшим чекистов, и к залу. Перед этим просит включить в зале свет.
– Остановитесь, что вы делаете? Вам, что нравится играть в расстрелы? Это же были живые люди, их же убивали миллионами! Миллиардами! Вам это ничего не напоминает? Сейчас происходит тоже самое: раньше могли посадить за шутку, теперь за репост. За каждым могут прийти. Новедь мы же живые люди...
Потом пауза непонятная, по лицам людей на сцене видно, что они не знают, что дальше делать. Актриса, игравшая чекистку:
– Извините пожалуйста. Выключите свет.
Свет выключают, действие возвращается обратно в казематы НКВД.
После увиденного на сцене, по возвращении домой, я долго не могу уснуть. Миллиарды людей, убитых чекистами стояли у меня перед глазами. Ну понятно, что Даша оговорилась, но всю происходившего суть она выразила на 100%, ведь по версии «Мемориала», вся страна – сплошной ГУЛАГ, половина сидела, половина охраняла и т.д. Спектакль «Прощай, Блюхер» стал сценическим выражением этого абсурда.
В зале было около 150 человек, явку зрителей обеспечил истфак педуниверситета. Удивительного в этом ничего нет, ибо на данном факультете работает известный мемориалец Андрей Борисович Суслов – любитель иностранных грантов, автор запрещенной антисоветской методички, руководитель НКО-иностранного агента, издавшей пособия по толерантности и организации госпереворота. Он приложился к созданию сего театрального шедевра в качестве консультанта, на показ, конечно же, пришел.
После увиденного, я думаю, что хорошо, что студенты педуниверситета пришли на это. «Прощай, Блюхер» будет показан еще по два раза в октябре и ноябре на различных площадках. Да, пусть его увидят, как можно больше людей, там даже объяснять ничего не надо.
Ну и напоследок. На афише красуется логотип Фонда президентских грантов.
Сергей Вилисов, РВС