К моменту начала формирования в сознании мифологического способа мышления человек биологически завершил свою эволюцию и практически физиологически не отличался от современного. Скорее всего, он даже уже обладал в какой-то степени речью, которая, правда, была еще примитивна и плохо приспособлена для мышления. Особенно плохо в ней обстояло дело с механизмами, необходимыми для рационального мышления. Такие конструкции как: обобщения, абстракции, иерархии, времена, числительные, отношения в архаической речи либо совсем отсутствовали, либо имелись в зачаточном состоянии [2, 23-24].
Помимо речи человек уже на протяжении миллионов лет обладал навыками производства орудий, накопил определенный технологический опыт, овладел огнем, приобрел значительный социальный опыт. Люди научились жить малыми группами, делиться пищей, вести общее хозяйство, воспитывать потомство, совместно охотиться с помощью приспособлений.
Приобретенные в ходе эволюции возможности отразились на человеческой физиологии. Например, социализация человека привела к формированию больших лобных долей, потребность в речи — к физиологическим изменениям в речевом аппарате, необходимость производить и использовать орудия труда изменила строение кисти и так далее. Но чем дальше человек развивался, тем больше он упирался в ограничения, накладываемые архаическим мышлением.
Ведь как в принципе работает мышление? Вокруг человека происходят различные события. Одни благоприятны для человека и ему надо суметь ими воспользоваться. Другие события безразличны и для реагирования на них, возможно, не стоит тратить драгоценные ресурсы. Третьи же могут быть неблагоприятными или даже смертельно опасными, поэтому их надо стараться избегать, а если это невозможно, то хотя бы минимизировать возможный наносимый ими ущерб. Другими словами, человеку необходимо целесообразно реагировать на окружающую действительность. А что для этого надо? Ну во–первых, ему надо осмыслить происходящее, то есть как-то классифицировать события, оценить их значимость, понять взаимосвязи, последствия, а во–вторых, человеку надо среагировать на них подходящим способом. [2, 21-22, 32]
Но как это сделать, если, как мы рассмотрели ранее, в архаическом языке еще нет необходимых механизмов для подобных операций? А ведь мало среагировать самому, надо чтобы и сородичи смогли адекватно среагировать. Далее надо суметь передать свой опыт следующим поколениям, ведь в отличие от животных, человеку для выживания необходимо было адаптироваться значительно быстрее, чем это обычно происходило в природе. Но как это все ему осуществить? За счет чего?
Вот тут–то на помощь первобытному человеку и пришла сложившаяся в ходе эволюции интересная комбинация эмоциональной реакции и второй сигнальной системы, позволявшей этой реакцией управлять. Ведь на физиологическом уровне перед тем, как человек начнет осмысление, он сначала определенным образом эмоционально на происходящее отреагирует: испугается, обрадуется, разозлится и так далее. Эмоция станет его первичной реакцией, способностью, унаследованной от животных. Но в отличие от животных, человек жил в социуме и поэтому был вынужден в ходе эволюции «научиться» контролировать свои эмоциональные реакции. Со временем это дало возможность выбора той или иной ее формы в зависимости от обстоятельств. Что, в свою очередь, послужило стимулом для развития способности осмысления происходящего, для осознанного выбора наилучшей для сложившихся условий реакции [1, 58-59].
Савельев С.В. Двойственность поведения приматов, из сборника “Как человек заселил планету Земля”, стр.99
То есть чем лучше будет развито осмысление, тем более осознанным будут реакции на внешние события. И наоборот, чем меньше будет осмысленности — тем неизбежно реакция будет эмоциональнее [2, 34]. Наглядно подобный процесс становления мышления можно наблюдать у детей, когда в течение первых лет жизни они проходят путь от «эмоционального» способа мышления до первых логических рассуждений [2, 34-35].
Продолжение следует
Литература
-
Савельев С.В. Нищета мозга. — М.: Издательство «ВЕДИ», — 2014. — 192 с. ISBN 978-5-94624-044-4 {VI}
-
Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}
-
Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}
Начало цикла статей здесь