Психофизиологические истоки мифологического мышления. Часть III

(предыдущая часть)

 

Остается еще одна существенная проблема: как первобытному человеку передать свое новое знание другим в условиях, когда языковых средств, как мы рассмотрели выше, для прямой передачи недостаточно? И тут ему на помощь опять приходит использование эмоциональной реакции. Причем подобный способ для передачи информации так же широко используется до сих пор, например, в поэзии. Рассмотрим как это работает на примере: возьмем известное четверостишие А.С Пушкина из стихотворения «Зимний вечер»:

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

 

Приведенный фрагмент можно было бы переписать сухо, рационально и «информативно»: «над территорией проходит грозовой фронт с сильным, временами шквалистым ветром и осадками в виде снега» и так далее. Но при подобном изложении существенная часть исходной информации могла потеряться или потребовалось бы значительное количество дополнительных пояснений. Например, какого типа грозовой фронт, сколько метров в секунду ветер, каков объем выпадаемых осадков и так далее. В поэтическом же варианте, благодаря эмоциональной составляющей, возникает вполне конкретная, узнаваемая практически для любого читателя, знакомого со снегом, картина. Прочтя всего четыре строки человек не только проинформирован о происходящем, но получил полную его картину, на основании которой, скорее всего, уже даже знает, как ему в подобных условиях себя лучше вести.

 

Сэр Чарльз Скотт Шеррингтон (англ. Charles Scott Sherrington) — британский учёный в области физиологии и нейробиологии. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1932 году (совместно с Эдгаром Эдрианом) «за открытия, касающиеся функций нейронов»

 

Тут мы подходим к еще одному крайне важному моменту, к закону так называемой «воронки Шеррингтона», согласно которому:

 

  • «количество поступающих в центральную нервную систему импульсов превосходит возможности качественно отличных рефлекторных ответов» [2, 37].

 

В приложении к нашему случаю это закон будет звучать как: «количество «входных» сигналов, поступающих извне в нервную систему, всегда будет на порядки превышать ее способность выразить их словесно» [2, 37].

 

Хорошо проиллюстрировать это можно на примере цветовосприятия. Человеческий глаз способен отличать миллионы оттенков, но даже профессионалы, работающие с цветом, редко используют более нескольких десятков названий. При этом очень часто нюансы оттенков передается с помощью опять все тех же эмоциональных образов: кофейный, абрикосовый, лимонный.

 

 

Одним из следствий «воронки Шеррингтона» является то, что эмоции в принципе невозможно точно передавать через обобщение в абстрактных понятиях (то есть рационально). Поэтому в любом случае для передачи необходимо использовать иные механизмы. Первобытный человек нашел свой способ передавать эмоции. Он стал делать это через ассоциативные пути передачи общего через конкретное. Так же поступил и А.С. Пушкин в стихотворении «Буря мглою небо кроет». Описав конкретную ситуацию, он сообщил читателю, что дело происходит в ненастный зимний день. И хотя при подобном способе передачи принятое сообщение неизбежно будет отличаться от исходного из-за искажений при его интерпретации слушателем, но в случае эмоционального мышления точность как раз и не требуется. Ведь целью передачи подобных сообщений является не передача информации как таковой, а вызов у слушателя через индуцирование схожего эмоционального состояния, подходящего личного опыта. При такой схеме передачи неизбежные искажения в интерпретации образов не оказывают существенного негативного влияния. Ведь в любом случае эмоциональность является уникальной для каждого человека, и это еще одна причина, по которой точная передача эмоционального состояния невозможна.

 

Что же получается? Не имея возможности передавать сообщение словесно и рационально, человек начал делать это образно, через эмоциональное состояние, но ведь это и есть одно из рассмотренных ранее определений мифа:

 

  • «миф <...> предназначен для обобщения феноменов, в целом одинаково воздействующих на сознание человека; задачей обобщения является вызывать одинаковые эмоциональные и практические реакции» [2, 39].

 

То есть выходит, что появление мифологического мышления является естественной адаптацией человеческого сознания к изменяющимся условиям существования. А так как эмоциональные состояния у человека вызывались в общем-то ограниченным набором типовых внешних (или внутренних) событий, то и способы индуцирования подобных эмоциональных состояний были схожими. Это, в свою очередь, привело к схожести и самих мифов даже у культур, развивавшихся независимо. Что неоднократно отмечалось во множестве антропологических и этнографических исследований [2, 49-60, 70-74].

 

Таким образом, миф на начальном этапе развития человеческой культуры стал средством познания окружающего мира, при этом попутно обеспечив возможность накапливать и передавать информацию между поколениями. Что все вместе, в свою очередь, дало толчок к дальнейшему стремительному развитию цивилизации.

Продолжение следует.

 

Литература

 

  1. Савельев С.В. Нищета мозга. — М.: Издательство «ВЕДИ», — 2014. — 192 с. ISBN 978-5-94624-044-4 {VI}

  1. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}

  1. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}


Начало цикла статей здесь

 

Юрий Вердеревский, РВС.