Разрушающие «полезные навыки»

Не так давно,  с лета 2016 года, в интернете и газетных СМИ то и дело публиковались скандальные статьи возмущенных родителей старшеклассников и представителей общественности по поводу содержания семинаров-тренингов, проводимых в рамках программы  «Базовые знания по профилактике ВИЧ инфекции». Этот проект был разработан для учащихся 10–11 классов крупнейшим муниципальным учебным центром Челябинска — «Компас».

Специалисты общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» провели комплексную экспертизу данной программы, а также предлагаемых учебных тренингов и представили экспертное заключение в Роскомнадзор. Проанализировав имеющиеся материалы и документы, общественники пришли к выводу, что используемые на практике методы под видом профилактики СПИДа на самом деле представляют собой программу секспросвета, направленную на разрушение семейных ценностей и подогревание интереса к сексу. Кроме этого, используемые пособия и тренинги центра «Компас» нарушают 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Выяснилось, что в тренингах-семинарах по данной программе, утвержденной еще в 2008 году, в 2016 году участвовало более 1 100 учащихся школ и вузов Челябинска. В основе проекта «Базовые знания по профилактике ВИЧ-инфекции» лежат западные международные техники и методические пособия по половому просвещению детей. В частности, «учебное пособие «Полезная практика: реальные альтернативы» (авторы Романова О.Л., Колесова Л.С.) было внедрено на территории России международной некоммерческой организацией The People-To-People Health Foundation в рамках проекта «Project HOPE» (в переводе на русский язык: Проект «Надежда»). The People-ToPeople Health Foundation — международная неправительственная организация, была основана в 1958 г. в штате Вирджиния, США. В настоящее время, Project HOPE занимается осуществлением образовательных и гуманитарных программ в области здравоохранения в более чем 30 странах. Партнерами данной организации являются USAID (запрещена в России с октября 2012 года), UNICEF (запрещена в России с декабря 2012 года), Imperial College London и другие» (из экспертного заключения РВС)

Опубликовав на своем сайте заключение экспертов РВС, Роскомнадзор Челябинской области тем самым подтвердил все выводы родительской организации о разлагающем вреде программы для подрастающего поколения и незаконности ее использования в России. В связи с этим все лекции и семинары по данной программе были приостановлены.

Однако, как оказалось, авторы американского проекта «Project HOPE» решили «помочь» отсталой России не только в раннем секспросвете детей, но и в раннем изучении, с 5 класса, разнообразия психоактивных веществ, в том числе наркотиков и ингалянтов. Данный курс они назвали вполне безобидно  «Полезные навыки» и предложили его в качестве дополнительного к урокам ОБЖ. Отметим, что это название дано не случайно, так как вряд ли родители откажут педагогам в согласии на преподавание по такой программе, где их ребенку будут прививать что-то полезное для безопасности жизни.

По словам авторов О.Л. Романовой, Л.С. Колесовой (заметим, что они же выступают авторами программы «Базовые знания по профилактике ВИЧ инфекции»),  курс «Полезные навыки» был создан при финансовом содействии SAMHSA (Substance Abuse and Mental Health Services Administration), USA и является эксклюзивной собственностью Project HOPE.  В 1999–2000 гг. он был апробирован при участии учеников и учителей московских школ №№ 668 и 645. С 2001 года программе присвоили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Как позже выяснилось, зарубежные методики внедрены на территории страны в рамках проекта «Здоровая Россия 2020». В настоящее время учебные пособия американцев «Полезные навыки» (с 5 по 9 класс) и «Полезный выбор» (10–11 класс) есть во многих российских учебных заведениях.

Большинство родителей даже не всегда знают, что их дети его проходят, т. к. некоторые учителя используют материалы курса на внеклассных часах, а кто-то как дополнительный урок к ОБЖ. Причем, рабочие тетради на дом не выдаются, все задания выполняются в классе.

Предлагаю несколько примеров заданий из рабочей тетради «Полезные навыки», чтобы наглядно продемонстрировать их «полезность»:

1) 5 класс (11 лет) Первые 4 урока идет сначала ознакомительный, а далее подробный разбор категорий (так рассказывает учитель, согласно методичке «Материалы для учителя 27+1 урок», 2011 г.):

«ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА — это природные и синтетические химические вещества, изменяющие состояние человека. В медицине используют для лечения больных. В спорте в качестве допинга. В обыденной жизни мы часто слышим что-то вроде „мне надо взбодриться“ или „мне надо успокоиться“ в применении к кофе или к чаю. Отношение к ПАВ зависит от страны и ее культуры. Например, в нашей стране табак и алкоголь широко распространены и открыто употребляются (ТО ЕСТЬ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ — ЭТО НОРМАЛЬНО???). Другие ПАВ запрещены законом».

«НАРКОТИКИ — запрещенные для производства, транспортировки, хранения, продажи и употребления ПАВ…» (и следующие подробности для 11-летнего ребенка ЗАЧЕМ?)

«...Специалисты выделяют несколько групп наркотиков: опиаты (кроме героина, к ним относятся метадон, кодеин, морфин, опиум); психо-стимуляторы, или возбуждающие препараты (нпр, кокаин, а также крэк (маленькие кусочки кокаина для курения), эфедрон); психодепрессанты… (лекарства, являющиеся барбитуратами, например: фенобарбитал, бензо-диазепинам, нпр., тазепам и марихуана)». (см. с.4, «Материалы для учителя 27+1 урок»).

Читая рабочую тетрадь, приходишь к выводу, что, по мнению авторов, 5-классникам просто «жизненно необходимо» дать всю исчерпывающую информацию о марихуане: «Марихуана (дурь, анаша, травка) — сушеные листья и цветы конопли. Наркоманы их курят… Является одновременно и депрессантом и галлюциногеном. Марихуана изменяет их чувства. Поэтому наркоман видит, слышит и чувствует иначе, чем обычный человек. Иногда он смеется без остановки…».

«Героин — синтетический депрессант. На вид коричневый или белый порошок. Героин курят, глотают, нюхают или вводят шприцом. По действию героин является обезболивающим. При приеме субъективно ощущается сонливость, тепло и ПРИЛИВ СИЛ И ДУХА…».

«Кокаин — стимулянт. Наркотик, который нюхают или курят. Блестящий белый порошок, легко растворимый в воде. При употреблении, обычно вдыхании через нос, вызывает ПРИЛИВ ЭНЕРГИИ, УСТРАНЯЕТ ЧУВСТВО УСТАЛОСТИ, БОЛИ. Кокаин возбуждает мозг. НЕКОТОРЫЕ (то есть не все, — прим. Т.М.) наркоманы становятся беспокойными и впадают в панику» (цитаты взяты с.28 рабоч.тетр. для 6 класса и с.5 «Материалы для учителя»).

На с.30 «Рабочая тетрадь для 6 класса» учащимся предложен рисунок-схема с подробным описанием:

1) в каком виде бывают наркотики (таблетки, порошок, капсулы, шприц, самокрутка);

2) Из каких растений получают (есть изображения мака и конопли) и в каком виде употребляют (марихуану, героин, кокаин).

ИНГАЛЯНТЫ

Определение 1. (с.1, раб. тетрадь для 5 класса): Ингалянты аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.

Определение 2. (с.5, «Материалы для учителя 27+1 урок»): Ингалянты это летучие вещества: клеи, аэрозоли, краски, лаки, бензин, растворители, средства для химчистки». Примечание: согласно словаря Ожегова,  «ингаляция» лечение вдыханием распыленных лекарственных веществ, паров, насыщенных такими веществами. Следовательно «ингалянт» — вещество или препарат, содержащий лекарство, используемый методом распыления для вдыхания для эффекта выздоровления).

Далее из учебного пособия: «…Перечисленнные вещества сильно пахнут и легко испаряются, и некоторые люди вдыхают их пары… Вы спросите:  «А зачем они это делают?» Потому что химические вещества, которые содержатся в парах ингалянтов, влияют на работу мозга и на короткое время эти люди могут себя почувствовать не так, как обычно. Этого они и добиваются…» (с.6, раб. тетрадь для 5 класса).

Что из сказанного выше уложилось в голове ребенка:

а) то, что оказывается клей, краски, лаки и др. некоторые люди вдыхают и чувствуют себя при этом НЕОБЫЧНО!

б) а не попробовать бы и мне?

А что самое абсурдное: в конце каждой такой лекции ученику в рабочей тетради предлагается ответить на вопросы:

1)    Что тебе больше всего ПОНРАВИЛОСЬ?

2)     Что меньше всего понравилось?

3)    Что еще хотел бы ты УЗНАТЬ? (предлагается пустая строка для заполнения).

А на некоторых уроках в качестве практического задания предлагается нарисовать комиксы на заданную тему (напр., друзья предлагают попробовать наркотики, употребление незнакомых таблеток, нашел шприц на улице или в подъезде и т. д.).

Данные примеры лишь малая часть тех «полезных» навыков, которые, по мнению создателей, должны уберечь подростков от ранней наркотической зависимости и токсикомании. Но какая же это профилактика, когда подробно описано, что и в каком виде распространяется, как получают, как следует употреблять? Напротив, эти рассказы приведут к разогреву интереса молодого поколения, провоцируют все попробовать и получить НЕОБЫЧНЫЕ ощущения. Поэтому считаю крайне необходимым: провести комплексную экспертизу пособия «Полезные навыки», так как оно может принести гораздо больше вреда, воздействуя на умы подростков, чем пользы.

Татьяна Митюгова