Фото: Анастасия Большакова, РВС
Через 30 лет непрерывных реформ в сфере образования реформаторы снова наступают на грабли столетней давности, на этот раз развивая педологию. В 30-е годы XX века педологи выступали за разделение детей в раннем возрасте на «сорта» по их способностям.
Объяснялось это теорией функциональной психологии, по которой такие функции человека, как память, интеллект, внимание и т.д. рассматриваются как врожденные. Эти способности нет смысла развивать, а нужно сразу увидеть хорошие данные у детей и заниматься развитием уже этих «отборных» детей как наиболее перспективных.
Все проекты по созданию специальных школ для обучения таких детей основаны на этом. Опыты по созданию школ для одаренных детей проводились в СССР в 60-х годах. Они привели к некоторым достижениям, но настоящего прорыва не дали.
Педагоги знают, что дети могут сделать рывок в развитии своих способностей с низкого старта, а также наоборот — одаренные в раннем возрасте дети теряют всякий интерес к учебе в старших классах. К сожалению, у российских чиновников оказалась короткая память, и сегодня мы снова видим возвращение к данному подходу.
Вслед за центром «Сириус» в стране начали открываться центры и школы для одаренных детей, оставляя за бортом элитного образования большую часть наших детей и предлагая им барахтаться в отреформированной до невозможности системе образования.
Несправедливость сегрегации детей очень чутко чувствуют родители. Ущемление прав детей на хорошее образование, за которое сейчас все чаще надо платить, возмущает взрослое поколение, воспитанное на принципах пусть и не идеального, но все же равенства.
Так, родители подмосковной Дубны выступили против проекта лицея для одаренных детей вместо общеобразовательной школы, понимая, что этот лицей не для их детей.
Фото: Анастасия Большакова, РВС
В подмосковном городе Дубна рассматривается проект специализированного лицея с физико-математическим и биолого-химическим уклоном. Для того чтобы такой лицей появился, администрацией города было решено закрыть общеобразовательную школу №4, которая построена в середине XX века и давно требует капитального ремонта.
По плану школа будет передана из муниципалитета на областной уровень. В здании обещают сделать капитальный ремонт в течение года и оборудовать новый лицей современными лабораториями и кабинетами для иностранного языка. Все это на областные деньги.
Но прием детей в такой лицей планируется проводить на конкурсной основе, это должны быть одаренные дети. Ученики будут пребывать в школе в течение всего рабочего дня, что предусматривает трехразовое питание и широкий спектр дополнительных занятий. Конечно, такой «сервис» не может быть бесплатным, планируется, что родительская плата составит около 10 тыс. рублей в месяц.
Для реализации этого проекта всех учеников действующей школы планируется перевести в две другие школы: №8 и №9. Такой перевод представляет некоторые трудности, но, по словам сотрудников администрации, все это нужно обсуждать и решать в каждом случае индивидуально. Всем учителям уже предложены ставки в других школах, а с родителями только начали говорить.
Первоначально планировалось, что пристроенные в другие школы ученики не вернутся в этот лицей, за исключением одаренных детей. Но после того, как поднялось родительское возмущение, администрация стала вести переговоры о том, чтобы ученики смогли вернуться в школу в виде общеобразовательной параллели и доучиться уже в новом лицее.
Других детей в общеобразовательную параллель брать не планируется. Родители понимают, что вернуться в школу не удастся. Такое настроение они продемонстрировали на родительском собрании, которое прошло 11 апреля в актовом зале школы.
На собрание пришли сотрудники администрации, начальник ГорУНО, депутаты, члены Общественной палаты и более сотни родителей. Сначала аудитория среагировала на неудачную фразу заместителя главы администрации по инновационной деятельности Никиты Смирнова.
Разъясняя финансовую сторону проекта, он сказал: «Потому что это планируется лицей полного дня, то есть это трехразовое питание, а с другой стороны, это повышенные условия с точки зрения преподавателей. Мы понимаем, что не все… это не к вашим детям относится».
Его фраза была воспринята аудиторией так, что этот лицей не для тех детей, которые сейчас учатся в школе. После чего в зале поднялся гул.
Мнение, что лицей станет недоступен для большинства горожан, высказывали многие родители. «Кто будет контингентом вашей школы? Это коммерческие структуры», — сказала одна из родителей, представившись старшим научным сотрудником Объединенного института ядерных исследований.
Она пояснила, что ей, несмотря на должность, недоступно образование ребёнка, за которое необходимо платить по 10 тыс. рублей в месяц. Если проект лицея направлен на то, чтобы «выращивать» ученых, то это невозможно в платной школе, считает она.
«Если вы хотите строить эту школу для науки и для талантливых людей, то она должна быть по определению бесплатной», — заявила ученый под громкие аплодисменты родителей.
«Вашим контингентом школы будут дети коммерческих работников. Но для них все ваши лаборатории — это как часы Ролекс на руке, это предмет имиджа. Мы хотим в наукограде строить науку и работать на страну. <...> Эта школа будет не для нас», — сказала ученый и снова получила поддержку аудитории.
«Если вы не можете сделать ничего для науки, то хоть оставьте нам наши бесплатные места», — заключила она.
Другая родительница подняла вопрос, что если в такой специализированный лицей, где будут учиться одаренные или даже элитные дети, вернуть «простые» общеобразовательные классы, которые обучаются сейчас в школе, то вполне вероятно, что дети будут конфликтовать.
«Вы не боитесь такого классового разделения?», — спросила она. «Я не боюсь», — ответила начальница ГорУНО Татьяна Виноградова, сделав акцент на слове «я» и уточнив, что считает, что все будет зависеть от педагогов.
Родители пояснили представителям РВС, что понимают — вернуться в стены родной школы они не смогут. Дети, которые будут переведены в другие школы разрозненно (три класса), не смогут собраться обратно через год. А целые классы (шесть классов) не станут переводить сами родители из страха, что они подвергнутся «классовому разделению».
В конце собрания родители абсолютным большинством проголосовали за то, чтобы направить письмо в адрес главы города с просьбой сохранить школу №4 в муниципалитете. Они потребовали включить школу в областную программу капитального ремонта, а также разработать и реализовать в школе программы углубленного изучения физики, математики, химии и биологии в виде специальных классов.
Такие же письма будут разосланы в министерства, прокуратуры области и даже президенту РФ Владимиру Путину. К письмам будут приложены почти 400 подписей против ликвидации школы.
Можно ли откорректировать проект лицея так, чтобы обучение в нем было доступно всем детям в рамках текущей действительности? Ответ на этот вопрос очевиден — политика государства такова, что никто не надеется на воспитание «ломоносовых» из числа всех детей, государство нацелено заниматься лишь одаренными детьми.
Образование для обычных детей все больше становится скорее времяпрепровождением учеников в стенах школы, пока родители на работе. А знания дети получают от репетиторов за отдельную плату.
С другой стороны, можно понять позицию чиновников в их попытке хоть каким-то способом сделать капитальный ремонт здания школы — в программы капитального ремонта не так просто попасть, особенно в первые очереди. Но ошибка властей состоит в том, что они привыкли внедрять проекты, не спросив мнения людей.
25 лет они работали таким образом и ещё не успели понять, что сегодня так делать нельзя. К тому же их привычное отношение к людям не дает им проявить чуткость в этом вопросе.
Ну а родители потеряли всякое доверие к власти, накопили обиды за прошлые унижения и готовы к протестам. Именно это мы видим в Дубне сегодня. Чем закончится эта история — покажет время.
Анастасия Большакова, РВС