Родительский контроль. Если вам предлагают заполнить странные анкеты

Начался новый учебный год, и в школах родителям снова предлагают заполнять разного вида анкеты. Например, такую:

 

Контакты для связи, это понятно. Но зачем образовательный уровень, жилищные условия и материальная обеспеченность? Нет, если не видите ничего страшного, пишите, только вопрос всё равно остается – зачем? Тем более учитывая наши сегодняшние реалии - утверждённый Порядок межведомственного взаимодействия, когда такие сведения передаются в общую базу данных, формируемую в "уполномоченном органе" и она может попасть в руки недобросовестного служащего, а также, вопреки требованию закона о защите персональных данных, уйти на сторону. Помните: каждое написанное вами слово может быть использовано против вас, и следует воздерживаться от передачи личной информации о себе, о своей семье и вообще о своей частной жизни кому бы то ни было, включая образовательные и другие государственные учреждения, если только это не является необходимым лично для вас или не обусловлено прямым требованием закона.

 

И закон на вашей стороне.

 

Конституция Российской Федерации провозглашает: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ст.23, ч.1) и "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается" (ст.24, ч.1)

Кроме того, статья 152.2 ГК РФ "Охрана частной жизни гражданина" установила, что "сбор, хранение, распространение и использование любой информации о частной жизни гражданина без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено законом".

А статья 137.2 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни" - определяет наказание за "деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения".

Регламентирует обработку ваших данных, включая их передачу третьим лицам и организациям, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" , опять же предусматривая ваше на то согласие.

 

Так что можно спокойно отказываться от заполнения этой и других подобных анкет. Тем более что никакими законами и подзаконными актами анкетирование в учебных заведениях не регламентируется – типовой утверждённой формы анкет, а также и форм "Социального паспорта семьи" и "Социального паспорта класса", куда заносится информация, полученная в ходе анкетирования, опросов, собеседований, наблюдений, тестирования, доносов и пр., нет (сужу по тому разнообразию форм паспортов, которое наблюдается на сайтах образовательных учреждений и профессиональных учительских сайтах). Тем не менее такие паспорта создаются и с течением времени становятся все более информационно насыщенными.

 

Для сравнения: здесь, здесь и здесь. Объем информации о семье, который предполагается собрать, впечатляет, не так ли?

 

Зачем? Для профилактики и раннего выявления семейного неблагополучия и семей, находящихся в социально опасном положении, – как это декларируется? Но дело пед- и соцработников, впрочем как и медработников, – маленькое: собрать первичную информацию. Они и собирают, нарушая при этом закон и совершенно не задумываясь о том, что же, собственно, они делают. "Бенефициарами" этих стратегий будут не они. Кто же?.. И почему учителя, медработники и другие "винтики" системы межведомственного взаимодействия соглашаются на это – отдельный разговор.

 

"Семейное неблагополучие" законодательно никак не определяется, также как впрочем и "социально опасное положение". Термин "семья в социально опасном положении" есть, а что такое само это "положение", или СОП, – нет. Посудите сами:

"Семья, находящаяся в социально опасном положении: семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном для их жизни и здоровья положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними."

 

Правда, есть "критерии" СОП. Но они столь же расплывчаты, сколь и вариативны, и определяются авторами различных "методических пособий" в основном исходя из их собственных представлений, но выглядят примерно так.

 

Критерии социально-опасного положения (СОП):

- неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам ребёнка – алкоголизм, наркомания и т.п.);

- злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни;

- вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.);

- наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).

 

Под определение "жестокое обращение" можно подвести практически всё, что вы делаете или не делаете, потому что действует презумпция ВИНОВНОСТИ родителей.

 

Вот одно из методических пособий: Социальные технологии выявления причин и коррекции семейного неблагополучия. Методическое пособие для специалистов УСЗН (Управление социальной защиты населения, – прим. моё).

 

Обратим внимание на Типологию семейного неблагополучия.

"...Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные [неблагополучные] семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни".

 

Широко загребают. Хотя нельзя не согласиться, что сторон семейной жизни действительно много, и проблемы есть с каждой из них, причём практически у всех. В разной степени, конечно. Но это уж кто как измерит...

 

"С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи условно делят на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные)".

 

И обратите особое внимание:

"Вторую группу представляют внешне благополучные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи относят к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия)". (Выделено мной)

 

Так что быстренько приводите ваши ценностные установки в соответствие с "общечеловеческими моральными ценностями"...

 

Но это ещё не всё про "внутренне неблагополучные семьи". Они подразделяются на множество категорий, среди которых и "недоверчивая семья", и "легкомысленная", и "семья с нарушениями нравственных устоев", и "семья, ориентированная на успех ребёнка"... И "псевдовзаимосвязанная", и "псевдовзаимовраждебная"... Читайте и наслаждайтесь.

 

А также задумайтесь, какой диагноз будут ставить вашей семье на основании информации, включённой в её, вашей семьи, социальный паспорт, если вы позволите его составить в таком виде, как это предполагается. Кстати, вводиться эти паспорта стали со второй половины 2000 г. по инициативе небезызвестной Екатерины Лаховой и теперь широко шагают по стране.

 

Каким образом предполагается использовать собранную о семье информацию? Один из возможных ответов на этот вопрос – нам будут делать предложения и оказывать услуги, от которых мы не сможем отказаться. Закон ФЗ-442 зачем-то ведь  принимали?

 

Кимвал звучащий, или "А Васька слушает, да ест".

"...закон № 442-ФЗ принимался для того, чтобы расширить регистр получателей социальных услуг за счёт платежеспособной части населения. Этот Закон, как известно, включает в себя нормы, позволяющие НАВЯЗЫВАТЬ услуги, которые декларируются «заявительными», под предлогом помощи семье в случае нахождения её в «социально опасном положении» и «трудной жизненной ситуации». В огромный список признаков «неблагополучия» входят практически все индивидуальные особенности поведения ребёнка, его характера, стиля общения с родителями, условий жизни, а также «и др.», как многообещающе выражаются разработчики подобных нормативных и законодательных актов. Кроме того, уже создана система доносительства, позволяющая  выявлять потенциальных потребителей услуг, примерный перечень которых 28 ноября одобрил Премьер-министр Дмитрий Медведев, а региональные законодатели аккуратно переписали в качестве приложения к региональным законам «О регулировании социального обслуживания граждан... ». Читаем примерный перечень услуг:

3. Социально-психологические услуги во всех формах (в том числе, на дому — прим. моё) социального обслуживания:

а) социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений);

б) социально-психологический патронаж;

в) оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия).

4. Социально-педагогические услуги во всех формах социального обслуживания:

в) социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование.

 

Про телефон доверия мы уже писали много и подробно..."

 

Но что же делать, если вы уже успели предоставить избыточную информацию о своей частной семейной и личной жизни? И здесь закон на нашей стороне. 152-ФЗ "О персональных данных" предусматривает не только наше добровольное согласие на сбор и обработку персональных данных (ст.9 п.1 152-ФЗ), но и возможность в любой момент отозвать ранее данное согласие. А статья 21 п.3 152-ФЗ предусматривает, что при отзыве согласия, оператор ("государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;") обязан в трёхдневный срок уничтожить ранее собранные персональные данные.


ОТЗЫВ на обработку персональных данных можно найти ЗДЕСЬ.

Елена Клинцевич, РВС