Родительское всероссийское сопротивление и российское образование

22 сентября в Новосибирской областной научной библиотеке состоялась пресс-конференция Новосибирского отделения Родительского всероссийского сопротивления на тему “Родительское сопротивление и российское образование”.

Докладчики осветили результаты беспрецедентно крупного социологического опроса по вопросам образования (АКСИО-6), который был проведен в июне-июле 2015 года агентством АКСИО. Было опрошено 24506 человек из 75 регионов страны. Опрос показал: что несмотря на 25 лет упорного реформирования, позиция большинства населения совершенно четкая: неприемлемость насаждаемых реформ и нововведений, отторжение образования ориентированного на воспитание потребителя, необходимость в ориентации на воспитание человека-творца, обладающего фундаментальными глубокими знаниями, способного активно участвовать в общественной жизни страны, труде, преобразовывать окружающую действительность сообразно своим потребностям. Большинство людей в России считают, что существующая система образования не способна в полном объёме решать задачи, стоящие перед современным обществом. Причём, чем выше образование респондентов, тем больше из них так думает (83% среди людей с высшим образованием). Даже среди работников образования только 20% верят в нынешнюю российскую систему образования.


12 июля 2015 г. в Москве состоялся II Съезд РВС, который в большей части был посвящён вопросам образования. На съезде выступили не только родители, но и педагоги дошкольного, среднего и высшего образования, от воспитателя детского сада до академика РАО. По итогам Съезда принята Резолюция по вопросам образования, в которой утверждается необходимость срочного отказа от новейших подходов в российском образовании и возврата, на современном уровне, к целям и дидактическим принципам отечественной педагогики. Поставлена задача к июлю 2016 года представить обществу альтернативную концепцию образования для России. Результаты опроса опубликованы в газете “Суть времени” (№136139-140).
 


На пресс-конференции 22 сентября Новосибирское отделение РВС заявило о начале организации в Новосибирске постоянного клуба-семинара для концептуального обсуждения и практического решения проблем образования, в том числе в Новосибирской области.
 



Для обсуждения того, как построить эту работу, какие из задач мы сможем на себя взять в нашем регионе, объявлено о намерении провести через полтора месяца специальныйКруглый стол с участием заинтересованных учителей, завучей, управленцев сферы образования, депутатов. На пресс-конференции в оргкомитет Круглого стола приглашены все желающие родители и учителя, в главном согласные с Резолюцией Съезда. Для тех, кому очное участие в оргкомитете затруднительно, предложена заочная форма участия.

Среди возможных первоочередных проблем клуба-семинара названы:

1. Проблема дисциплины и проблема трудового воспитания. По мнению выступающих, и педагоги, и родители сходятся в понимании необходимости устоев школы, принятых на уровне школьно-родительского партнёрства. Они дали бы учителям необходимые рычаги для управления образовательным процессом, помогли бы создать ту атмосферу в школе, которая необходима для сосредоточенного учебного труда.

2. Проблема перегруженности учителей отчётностью, о которой много говорится. Предлагается разобраться, насколько эта проблема действительно порождена нормативными документами и на каком уровне можно менять эти документы.

3. Вопрос о степени реальной автономии школы в организации образовательного процесса. Условно говоря - если директор школы вместе с родительским советом хочет организовать в школе серьёзное обучение в лучших отечественных традициях - что он может, что ему мешает? Нужны особые административные условия? Межшкольные методические советы для проработки программ и методик?

4. Вопрос о влиянии на школу органов управления образованием и других внешних по отношению к школе институтов. В какой части оно благотворно, в какой вредно. Это касается и разнарядок гороно, вроде той, по которой в школах проводятся уроки толерантности, и содержания курсов “усовершенствования”, и смысла бюджетных программ, которыми областной Минобраз соблазняет школы, потому что с ними идет финансирование.
 


5. Заслушивание и внимательное изучение опыта всякой самоорганизации людей, уходящих из школы в экстернат ради хорошего образования. Такие люди несут с собой заряд критики школы, которую надо осмысливать, а в формах их организации могут быть здоровые ростки, будущих организационных и методических альтернатив.

6. Обстоятельная общественная экспертиза учебников. Для этой задачи особенно нужны заинтересованные учителя-предметники. Речь идёт не о голосованиях по принципу “нравится - не нравится”, а об обстоятельной работе, начиная с восстановления смысла учебника, его правильной роли в образовательном процессе, формулирования требований к учебнику, и потом уже переходя к оценке действующих безобразий.

7. Критическое рассмотрение истории педагогических идей в СССР и России. По словам выступавших, знакомство с историей образования показывает, что сейчас внедряется много такого нового, которое является справедливо отвергнутым старым.

Александр Коваленин, РВС