Роланд Эммерих. Звёздные врата. Мир без развития или архаизация по неолитическому варианту (1 из 3)

Сразу хочу отметить, что фильм «Звёздные врата» достаточно легкомысленный сюжетно – по тому, как снят и вообще во всех отношениях. И вместе с тем в контексте основного сюжета отразились интересные идеи, которыми удобно наглядно проиллюстрировать модель мира с искусственно остановленным развитием. Но сначала пара слов о фильме.

Фильм «Звёздные врата» вышел в 1994 году. Режиссёром и сценаристом фильма стал Роланд Эммерих, снявший уже к тому времени несколько фильмов, самым успешным из которых был «Универсальный солдат». Год спустя, в 1995-м, фильм «Звёздные врата» получил премию «Сатурн», как лучший научно-фантастический фильм года.

 

 

И хотя «Звёздные врата» и «Аватар» – проекты разных весовых категорий, тем не менее, между ними существует много общего. Например, оба фильма являются не экранизацией чужого текста, а сняты по собственным сценариям режиссеров. Оба были не просто коммерческими проектами, а, можно сказать, любимыми детищами, к реализации которых авторы шли годы. Над «Звёздными вратами» Эммерих начал размышлять еще будучи студентом, то есть с конца 70-х. Кэмерон тоже был вынужден ждать почти 15 лет, пока появится техническая возможность воплотить свой замысел. Ну и когда между замыслом и реализацией проходит так много лет, то результат неизбежно вбирает в себя идеи, циркулирующие в западной интеллектуальной среде, где вращаются авторы, что и делает фильмы особенно интересными с точки зрения анализа.

Кстати, у обоих фильмов были проблемы с плагиатом, а в случае «Звездных врат» создателям даже пришлось выплачивать отступные, причем не кому-нибудь, а реальному египтологу.

Ро́ланд Э́ммерих — американский кинорежиссёр немецкого происхождения. Неоднократный лауреат фестивалей фантастических фильмов

Контекст сюжета «Звёздных врат»

Р. Эммерих. Звёздные врата (1994). Кадр из фильма. Прибытие пришельцев

Особенность «Звёздных врат» в том, что тривиальный сюжет фильма помещен в необычный и интересный контекст, согласно которому существовала некая сверхразвитая цивилизация, в силу обстоятельств оказавшаяся неразрывно связанной с примитивной, находящейся на уровне неолита, земной.

Р. Эммерих. Звёздные врата (1994). Кадр из фильма. Неолитическая деревня

В результате люди стали для пришельцев расой слуг-рабов, что было легитимизировано на религиозной основе, представители внеземной цивилизации были богами, которым люди служили, в том числе и добывая некий редкий минерал. Месторождение минерала располагалось на другой планете, поэтому для логистики добычи были созданы «Звездные врата», соединившие Землю и месторождение.

На начальном этапе цивилизация «богов» пустила процесс развития землян на самотек и даже отчасти способствовала прогрессу. Но в какой-то момент «боги» столкнулись с восстанием землян, в результате которого «Звездные врата» были разрушены, и человечество получило независимость.

Р. Эммерих. Звёздные врата (1994). Кадр из фильма. Восстание в Древнем Египте против власти «богов»

Волею случая боги оказались «заперты» на рудниках вместе с частью землян. И там уже приняли меры, чтобы больше подобные неприятности с восстаниями не повторялись. Вот тут мы и переходим к основному, что привлекло внимание к фильму. Ведь для того, чтобы исключить возможность восстания, они создали «мир без развития», осуществив принудительный регресс общества с уровня раннего бронзового века до уровня позднего неолита. Таков вкратце контекст фильма, в рамках которого развивается основной сюжет.

Р. Эммерих. Звёздные врата (1994). Кадр из фильма. Мир без развития, замерший на пять тысяч лет

Кстати, рассказанная предыстория хорошо иллюстрирует еще один важный момент, лежащий вне основной темы, а именно – крайнюю важность гуманитарного знания. Ведь произошедшее в предыстории фильма показывает, как сверхразвитая цивилизация, возможно утратившая «гуманитарные» знания, если так уместно сказать об инопланетянах, дважды политически проиграла несопоставимо менее развитым и слабым противникам. Что в предыстории к сюжету, так и в самом основном повествовании, пришельцы повели себя как типичные «технари», на которых свалилось вынужденное бремя управления обществом. В результате чего, при всей своей технологической мощи, «боги» оказались неспособными управлять людьми, так как не понимали, например, разницы между человеком и машиной. Для них бунт людей вначале выглядел примерно как бунт велосипедов, ну а во второй раз, как бунт домашних животных. И даже обладая негативным опытом и предполагая возможность бунта, они, не понимая человеческой природы, продолжали пытаться действовать рационально. Ну и закономерно опять проиграли.

Р. Эммерих. Звёздные врата (1994). Кадр из фильма. Бог Ра и свита

С похожими проблемами столкнулся, например, Наполеон в Испании и, кстати, потом и в России. Ведь с рациональной точки зрения он нес закон, свободу и облегчение участи крестьянству отсталых империй, отчего считал, что угнетенное население примет его с радостью. Но столкнулся с тем, что люди предпочитали смерть рациональному благу. Так что дело тут вовсе не в «инопланетянах», а в политике и природе власти.

Второй интересный момент вне рамок темы – это то, что подобный бунт против «бога», сам по себе есть свойственная всем мифологиям метафора перехода от неолита к городской цивилизации. Но нам, в первую очередь, сейчас интересен не бунт, а то, как в дальнейшем сверхцивилизация пыталась оградить себя от возможного повторения неприятностей, создав мир без развития. И почему «боги» потерпели поражение.

Р. Эммерих. Звёздные врата (1994). Кадр из фильма. Взрыв корабля пришельцев

Продолжение следует

 

Юрий Вердеревский, РВС.