В детской библиотеке. СССР
11 апреля 2023 года движение «Родительское Всероссийское Сопротивление» завершило очередной чтецкий поэтический конкурс для детей и подростков. Надо заметить, предыдущие 8 конкурсов со всей очевидностью показали, что современный ребенок напрочь лишен возможности заниматься литературой так, как это было принято в нашей стране до развала Советского Союза, то есть качественно. В процессе обучения в школе дети сейчас не могут наработать элементарные навыки: навык понимания и осмысления текста, вычленения из текста основного смысла, самостоятельного поиска дополнительной к тексту информации.
Во время подготовки к конкурсу у детей возникали проблемы с восприятием текста вообще, с воображением, с удержанием элементарного внимания на образе. Зачастую дети боялись проявить свои собственные эмоции даже в малейшей степени, а также были абсолютно беспомощны в понимании чувственной человеческой природы, человеческой эмпатии и соучастия.
Также дети испытывали сложности в получении удовольствия от рифмы, ритма, мелодики русской речи и непосредственно слова в высоком его смысле, то есть — логоса, за которым стоит высший смысл. К сожалению, школа требует, как правило, лишь примитивного заучивания стихов наизусть без глубокого их осмысления.
Помимо этого, стало ясно, что на уроках литературы в сегодняшней школе не просто разорвана смысловая связь «произведение — биография автора — эпоха» — этой связи теперь не существует вовсе, этот основополагающий принцип методики построения урока просто-напросто утрачен. То есть системой образования РФ утеряны лучшие методики отечественной педагогики. Ну или они убраны намеренно с диверсионной целью инфантилизации, отупления, одурачивания подрастающего поколения российских детей.
Всё это заставило задуматься нас, организаторов конкурса, чем же и как можно помочь нашим детям вне школьного процесса обучения. И выход был найден: мы решили начать с самого начала, то есть с того, с чего всегда и начиналось в нашей стране первое знакомство детей с русской литературой. И темой нового конкурса стала «Советская детская поэзия» — стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, В. Маяковского.
И как же выбор оправдал себя! Вся работа подготовки к конкурсу и горячий отклик на нее показали, что именно в истоках и нуждаются наши дети. Советская детская поэзия прекрасна — талантлива, самобытна, проста в понимании, невероятно разнообразна по своей стилистике, легка в восприятии, в запоминании, — что же может быть лучше? В конкурсе участвовали и очень маленькие дети от 6 лет, и дети постарше — подростки, и все получили удовольствие и так необходимые навыки.
Активное участие на этот раз принимали в конкурсе и родители. Они сразу же почувствовали ценность участия в нем и начали вносить свой посильный родительский вклад в развитие своих детей вместе с педагогами конкурса. Ведь когда ты, например, начинаешь еще и потихоньку учиться извлекать подлинную информацию из интернета и различать ее, в итоге ты обучаешься отличать правду от лжи. А для современного ребенка это, согласитесь, уже наиважнейший навык. И только при этом условии у него появляется перспектива стать здоровой и серьезной личностью. И никогда еще организаторы конкурса не получали от педагогов и родителей столько отзывов и теплых слов благодарности за проведение конкурса в принципе.
В контексте обсуждения итогов детского литературного конкурса стоит напомнить, что детская литература вообще как таковая возникла только после 1917 года, и создавали ее именно советские авторы. Всё, что существовало до этого времени, за редким исключением, например, сказок Пушкина (которые писались, кстати, не совсем для детей) или рассказов для детей Толстого, литературой в полном смысле этого слова назвать очень сложно.
Об этом, к слову, говорил как раз Самуил Яковлевич Маршак на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году:
«Такой съезд, как наш, был бы немыслим в дореволюционной России, невозможен он и на Западе. Серьезный разговор о детской литературе на съезде писателей — еще более беспримерное явление.
Детскую литературу привыкли считать делом компиляторов, маломощных переводчиков и пересказчиков.
Настоящие литераторы редко занимались этим промыслом или занимались между делом. У кого из поэтов или беллетристов хватало терпения и охоты говорить с детьми по складам, с паузой после каждого слова.
Правда, Лев Толстой подбирал и сочинял детские сказки и рассказы. Но Толстой был не только писатель, но и педагог-доброволец.
От времени до времени и другие крупные литераторы сочиняли рассказы для детей, но то, что писало большинство беллетристов, было, по выражению Чехова, не детской, а «собачьей» литературой (дескать, только о собаках и писали).
Поэты Брюсов и Блок, сотрудничая в модернизированных детских журналах предреволюционных лет, давали детям изысканные примитивы.
Но и сказки Толстого, и сказки Мамина-Сибиряка, и стихи поэтов, и всё то лучшее, что шло в детскую литературу из мировой классики и фольклора, заглушалось всяческой сорной травой, скверным детским чтивом. Если бы в те времена мог состояться Всероссийский съезд писателей и если бы — что уже совершенно невероятно — на нем был поставлен вопрос о детской литературе, доклад об этой литературе должны были бы читать те безымянные переводчики и пересказчики, которые печатали под грубо размалеванными обложками такие стихи: «Мальчик маленький, калека, искаженье человека!»
Стихи Блока, Саши Черного тонули в массе пестрой макулатуры, неустанно фабриковавшейся предприимчивыми издателями.
Часто на детских книжках не было даже имени автора и художника, но зато неизменно красовалось название фирмы.
Радикально настроенные просветители и педагоги тоже печатали книги, но они не могли конкурировать с коммерсантами издательского дела. Коммерсанты знали, на какого червяка клюет читатель-ребенок. Самый маленький читатель, или, вернее, его мамаша, клюют на розовые картинки, изображающие ангелочков-детей и кудрявых собачек».
Да, в сущности, и детства-то у большинства детей, прямо скажем, до 1917 года и не было.
Так вот, чтобы его опять, не дай бог, не стало у детей наших, «Российское Всероссийское Сопротивление» будет проводить свою просветительскую работу, покуда живет и работает. Ибо мы считаем недопустимым предавать дело наших великих предков. Так победим!
Наталья Лукеичева