Здесь много говорилось о том, что государствам необходимо внедрять у себя гендерные подходы. При этом несколько удивительно то, что такая необходимость заявляется несколько безапелляционно, без вдумчивого обсуждения всех положительных и отрицательных последствий, с которыми могут столкнуться государства при внедрении гендерных подходов. А между тем отрицательные последствия внедрении гендерных подходов есть, они весьма существенны и мы хотели бы тут их осветить.
1. В документ, регламентирующие внедрение гендерных подходов, говорится о том, что для того, чтобы страны успешно осуществляли гендерную политику, необходимо установить контроль со стороны гражданского общества над всеми институтами и уровнями государственной власти. Причем контроль этот в большой степени должны осуществлять НПО, в частности, женские НПО, борющиеся за равноправие между мужчинами и женщинами.
Эти (согласно, например, «Практическому руководству по внедрению гендерного подхода» издание Регионального центра ПРООН для Европы и СНГ) должны «изменять структуры и институты (социальные, политические, экономические, культурные и прочие) для того, чтобы быстрее достигнуть гендерного равенства...»
В документах говорится, что НПО должны контролировать изменения в национальном законодательстве, расходование бюджета и ресурсов, и т.д.
При этом документы, регламентирующие внедрения гендерных подходов, также гласят, что такие НПО должны тесно сотрудничать и даже финансироваться международными структурами. Хочется задать вопрос, кто сказал, что такие НПО (которые между прочим, должны контролировать и государственные службы безопасности) будут вести деятельность на благо государства, а не на благо тех международных структур или иностранных государств-доноров, которые финансируют эти НПО?
2. Более того, НПО (в частности, НПО, продвигающие гендерные подходы) должны не только контролировать государственные институты, но они также могут и заменять собой государственные структуры. Так, среди основных видов участия организации гражданского общества (ОГО) в контроле над сектором безопасности описывается «Предоставление альтернативных источников безопасности и правосудия в случаях, когда государство не может и (или) не хочет этого делать, или когда у гражданского общества имеется больше соответствующих возможностей». (стр 2 Гендер и контроль над сектором безопасности со стороны гражданского общества).
Возникает вопрос, почему внедрение гендерных подходов должно сопровождаться таким всеобъемлющим внешним контролем за жизнью государства? Нам также непонятно, почему гендерная политика должна осуществляться путем внедрения альтернативных государственным источников власти со стороны международных структур. Но мы видим, что гендерный подход стал удобным инструментом для вмешательства во внутренние дела государства.
3. Далее. Серьезное беспокойство вызывает тот факт, что именно внедрение гендерных подходов принуждает государства вставать на тоталитарный путь взаимодействия со своим гражданами, ущемлять права и свободы личности.
Так, в Стамбульской конвенции (статья 33) описывается так называемое угрожающее поведение человека, за которое он должен подвергнуться уголовному преследованию. Отметим, речь идет не совершенном преступлении, не о факте действия, а поведении, которое кто-то по весьма размытым критериям сочтет угрожающим. Такие крайне размытые и широкие понятие ( и не менее размытым является понятие психологическое насилие) позволяют подвергнуть уголовному преследованию практически любого человека. Означает ли это, что согласно Стамбульской конвенции человек должен вести себя тихо, покорно, все время улыбаться -а иначе, если он станет возмущаться какой-либо несправедливостью, то его поведение можно квалифицировать угрожающим?
При этом под лозунги о защите прав женщин создаются инструменты и подходы, которые на самом деле жестко подавляют женщин. Статья 18 Стамбульской конвенции гласит, что помощь женщине может быть оказана против ее воли. В качестве одной из важнейших мер помощи женщинам в документах о гендерном равенстве предлагается создание убежищ для женщин. Во что же превратятся эти убежища, если женщины могут быть туда помещены против их воли? В частные тюрьмы под руководством НПО?
Фактически, Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием призывает государства создавать антидемократический репрессивный аппарат, разрушающий основные права и свободы личности.
Предложения. Мы предлагаем уважать государственный суверенитет и отказаться от гендерной политики, которая используется для вмешательства во внутренние дела государства. Точно также мы призываем не забывать один из важнейших демократических принципов: уважение прав и свобод личности, и принять во внимание, что гендерная политика стала опасным инструментом разрушающим эти права и свободы.
Жанна Тачмамедова, РВС.
Читайте также: Немецкий доклад, взорвавший ОБСЕ — публикуем полный текст