Счастье или зависимость? Что подарил смартфон


Люди трогают свой телефон 2600 раз в день

В 50-х годах XX века ученые проводили эксперименты со стимулированием определенных участков мозга крысы электрическим током. В ходе этих экспериментов они открыли так называемый «центр удовольствия». Крысам так нравилось стимулировать собственный центр удовольствия, что когда им дали возможность делать это самостоятельно нажатием на рычаг, они начинали этим самозабвенно заниматься. Животные забывали о принятии воды и пищи, и нажимали на рычаг до полного истощения, и затем умирали.

Что ответит любой нормальный человек в ответ на идею провести такой же эксперимент на людях? Он скажет, что это было бы чудовищным и непростительным преступлением, и делать этого ни в коем случае нельзя. Все верно, только скажите, разве не сталкиваемся мы с чем-то очень похожим в нашу эпоху персональных компьютеров, смартфонов и интернета?

Разумеется, людям не вживляют электроды в мозг, но разве не появляются в СМИ сообщения о смерти молодых людей и подростков из-за того, что они сутками без перерыва играли в видеоигры, забывая и о пище, и об отдыхе? Такие случаи не единичны, они происходят по всему миру, в том числе и в России.

Разве не унизительно для людей оказаться в роли лабораторных крыс? Разве недостаточно даже нескольких таких случаев, чтобы всерьез задуматься о том, что ситуация, когда молодые (и не очень молодые) люди часами развлекаются перед экранами гаджетов, ― вовсе не является нормальной? Пока немногие доходят до крайности, но это не значит, что остальные не движутся в том же направлении, и что их к этому не подталкивают. Что происходит с обществом, и что нужно сделать для того, чтобы обезопасить жизнь и здоровье людей?

О существовании зависимости от интернета, соцсетей и видеоигр известно давно, правда, вспоминают об этом нечасто. Напротив, в мире создана гигантская индустрия цифровых развлечений. Это очень доходная индустрия, и ей совсем не выгодно, чтобы ученые и специалисты поднимали тему негативного влияния гаджетов и видеоигр на отдельных людей и общество в целом.

Американский психиатр Анна Лембке входит в число специалистов, которые решительно выступили против сформировавшейся в последние десятилетия культуры цифровых развлечений. Лембке является признанным мировым экспертом по наркозависимости. В 1995 году она получила степень доктора медицины в Медицинской школе Стэнфордского университета, а два года спустя там же в Стэнфорде завершила ординатуру по психиатрии. Более двадцати пяти лет она лечит пациентов от наркозависимости, игровой зависимости и интернет-зависимости.

Лембке является автором нескольких книг о зависимости людей от цифровых развлечений. Она также известна тем, что участвовала в съемках документального фильма «Социальная дилемма» (2020), в котором объяснила, что социальные сети в нашем обществе ― это своеобразный наркотик, который вызывает привыкание, эксплуатируя потребность человеческого мозга в межличностном общении.

В августе 2021 года газета The Guardian опубликовала интервью с Лембке. В этом интервью американский психиатр поднимает тему цифровых развлечений, которые, по ее словам, превратили людей в дофаминовых наркоманов.

Лембке называет смартфон «современной иглой для подкожных инъекций». Люди тянутся к этой «игле» за быстрой подпиткой, чтобы привлечь к себе внимание или отвлечься от проблем. Каждый лайк или твит формирует и подпитывает нашу зависимость.

Американский психиатр утверждает, что с начала 2000-х годов количество «незначительных» поведенческих зависимостей у людей резко возросло. Теперь у каждого под рукой всегда есть смартфон и связанное с ним бесконечное количество цифровых развлечений.

Вместе с тем, исследования показывают, что люди все менее и менее счастливы. Уровень депрессии в мире значительно вырос за последние 30 лет. Согласно данным «Всемирного доклада о счастье», люди в странах с высоким уровнем доходов стали более несчастными за последнее десятилетие. Возникает вопрос, почему обилие цифровых развлечений не подарило человеку счастья, а наоборот, привело к его инфляции?

Лембке говорит, что мы разучились оставаться наедине со своими мыслями. Мы не концентрируемся на текущих задачах и не можем надолго погрузиться в творческий процесс, мы постоянно «прерываем себя» ради очередной «цифровой инъекции».

Для многих пандемия усугубила зависимость от социальных сетей и цифровых развлечений. По словам американского психиатра, зависимость, в отличие от наркомании, считается заслуживающей клинической помощи только в том случае, когда начинает существенно мешать жизни человека. Однако влияние множества «незначительных» цифровых зависимостей может быть весьма пагубным. Причем увидеть это и осознать человеку бывает совсем не просто.

«Здесь возникают философские вопросы: как время, которое я провожу перед смартфоном, неуловимо влияет на мою способность быть хорошим родителем, супругом или другом?» ― говорит Лембке.

Американский психиатр рассказала о механизме появления зависимости. Ее вызывает дофамин ― химическое вещество, иногда называемое гормоном «хорошего самочувствия». Но на самом деле дофамин сам по себе не доставляет удовольствия. Его задача побуждать нас делать то, что, как мы ожидаем, принесет удовольствие.

Ученые используют дофамин, чтобы измерить потенциал привыкания к любой деятельности, говорит Лембке. Чем выше выброс дофамина, тем сильнее привыкание.

Мы испытываем повышение уровня дофамина в ожидании чего-то приятного. Кроме того, дофамин стимулирует нас продолжать делать то, что нам нравится. Однако дофаминовое стимулирование не может длиться вечно, и как только дофаминовый подъем заканчивается, мы чувствуем упадок сил. Происходит так называемый дофаминовый спад.

Чем сильнее и чаще мы «переедаем» цифровых развлечений, тем сильнее будет спад, говорит Лембке. Компенсируя этот спад и связанный с ним упадок сил, чтобы сохранить работоспособность, человек начинает еще больше «переедать», погружаясь постепенно по спирали в бездну поиска новых цифровых «радостей»… за которыми последует очередной жесткий спад.

Цифровой мир позволяет «переедать» в невиданных ранее масштабах, потому что нет никаких ограничений, заставляющих нас делать перерыв. Шоу Netflix или ленты TikTok неутомимы.

По словам Лембке, жизнь человека в цифровую эпоху сильно отличается от жизни в прежние эпохи. Раньше люди откладывали развлечения для решения насущных проблем. Они умели самостоятельно справляться с разочарованием и болью. Теперь справляться с негативными переживаниями помогают «цифровые компаньоны».

Можно ли избавиться от «незначительных» цифровых зависимостей? Можно, но для этого людям нужно стать аскетами. Надо прекратить погоню за развлечениями и перестать стимулировать себя все новыми «цифровыми инъекциями». Нужно освободить место в мозгу для собственных мыслей и переживаний.

Лембке говорит: оставьте привычные развлечения, устройте себе «голодание» сроком на месяц. Цель этого голодания в том, чтобы, во-первых, «перезагрузить» мозг, а во-вторых, получить наглядное представление о том, как сильна наша зависимость и как она на нас влияет.

Американский психиатр рекомендует упростить задачу, создав между собой и собственной привычкой к постоянным развлечениям дополнительные барьеры. Например, убрать гаджеты из спальни, перевести смартфон в режим полета или использовать его только в определенное время.

Тяжелее всего будет в самом начале, предупреждает Лембке. Зато после первого «голодания» справиться с зависимостью будет проще, поскольку «легче перейти от воздержания к умеренности, чем от чрезмерного потребления к умеренности».

Американский психиатр отмечает, что в современном обществе культура потребления создает у людей ложное представление о том, что жизнь должна быть веселой, но в действительности это не так. «Жизнь ― это утомительный труд. Я думаю, что если бы мы могли признать это и утешиться тем, что мы не одиноки в повседневной борьбе, как это ни парадоксально, мы были бы более счастливыми», ― говорит Лембке.

Эксперт уверена, что мы можем победить нашу цифровую зависимость, приняв цифровую аскезу. Когда мы занимаемся сложной работой, бегаем, принимаем ледяную ванну, общаемся с незнакомыми людьми, читаем книги по философии, то мы отказываемся от мгновенного получения удовольствия ради того, чтобы испытать чувство удовлетворения впоследствии.

После успешного выполнения сложного дела мы испытываем заслуженное удовольствие. Мы его заработали, потому что преодолели сложные обстоятельства и справились с собственными слабостями. Человеческое счастье в этом преодолении. Если же мы вместо этого пытаемся безудержно добывать радость и удовольствие нажатием на рычаг цифровых развлечений, то уподобляемся крысе из научного эксперимента.

Источник