SCP Foundation — энциклопедия детских страхов

Генри Фюссли. Сцена с ведьмами из «Маски королев» Бена Джонсона, 1785 год.
Представьте себе обыденную ситуацию: вы идете укладывать спать своего ребенка. Но вдруг обнаруживаете, что он боится заходить в темную комнату и просит вас сначала зажечь свет, а потом ещё проверить — не стоит ли кто за дверью комнаты и не поджидает ли его?

Понятно, что у каждого ребенка есть какие-то страхи. Порой они усиливаются, а потом проходят. Разве есть среди взрослых хотя бы один человек, кто не боялся бы чего-то в детстве, да и во взрослом возрасте? Думаю, что таких нет. Страх — естественное человеческое чувство. Но, как мы знаем, случается и так, что далеко не все страхи проходят бесследно, некоторые остаются с человеком и даже развиваются в какую-нибудь патологию.

Итак, вы, как внимательный и чуткий родитель начинаете расспрашивать ребенка о том, что его заботит и кто может скрываться в темноте или стоять за дверью. Вдруг выясняется, что источник страха — это некие существа под общим названием «ЭйСиПи» (записано с детского произношения), одно лишь описание которых может привести в ужас.

Например, среди этих «ЭйСиПи» есть девочка в белом платье с окровавленным ножом, у которой из пальцев рук торчат маленькие зацепки и потому она может забираться по стенам домов, проникать в детскую комнату через открытое окно или дверь. Потом же это существо, по словам мальчика, подходит к детской кроватке и начинает будить ребенка. Если он просыпается, то девочка забирает его с собой в неизвестном направлении и там перерезает горло.

В той же коллекции смертельно-ужасных образов вы можете встретить горку-пожирательницу, которая проглатывает живьем детей. Там же есть человек-сирена, у которого вместо головы — сирена; клоун Пеннивайз, питающийся страхами детей и самими детьми. И так далее.

Возможно, вы также вспомните страшилки из своего детства про красное пятно на стене, или черный гроб на колёсиках, который стоит в черной-черной комнате в черном-черном доме одного черного-черного города. Подозреваю, что у каждого поколения детей есть свои страшилки-пугалки, а какие-то из них сохраняются довольно долго в устном пересказе от поколения к поколению.

Отдельный интересный феномен заключается в том, что такие страшные истории, как правило, сохраняются в детской среде до определенного возраста, но потом становятся не так интересны ребятам, они начинают к ним относиться несерьезно и позже, как правило, забывают.

Кстати, среди существ, о которых рассказывал ребенок, можно легко обнаружить персонажей из художественных произведений, а не только детские вымыслы. Но всех их объединяет общее название «ЭйСиПи». Если вы обратитесь к поиску в интернете, то быстро обнаружите, что страшные существа, называемые детьми «ЭйСиПи» на самом деле называются примерно так SCP-4911 «Могильный холм».


Википедия расскажет вам, что аббревиатура SCP имеет отношение к так называемому вымышленному фонду SCP Foundation, а первые три буквы расшифровываются как Secure, Contain, Protect — «Обезопасить, Удержать, Сохранить» или Special Containment Procedures — «Особые Условия Содержания».

Изображение SCP-173 и оригинальный текст с сайта 4chan
Изображение: (CC-BY-SA)

История организации началась с небольшого рассказа, опубликованного пользователем moto42 (настоящее имя Wesley Williams) на портале 4chan в 2007 году. В своем рассказе он описал скульптуру современного японского художника Izumi Kato, которая с легкой руки Wesley Williams’а получила шифр SCP-173. Рассказ был составлен в виде досье к объекту:

 

Объект №: SCP-173

Класс объекта: Евклид

<…>

Описание: Привезён в Зону 19 в 1993. Происхождение всё ещё неизвестно. Изготовлен из бетона и арматуры со следами аэрозольной краски марки Сrylon. SCP-173 одушевлён и крайне враждебен. Объект не может двигаться в то время, когда находится в пределах прямой видимости. При работе с SCP-173 никогда не должен быть нарушен зрительный контакт. Персонал, предназначенный для входа в контейнер, проинструктирован предупреждать друг друга перед тем, как моргнуть. Объект, как сообщается, нападает, ломая шею у основания черепа, или с помощью удушения. В случае нападения персонал должен применять действия по сдерживанию опасных объектов класса 4.

И т. д.

Из контекста было понятно, что это внутренний документ некоторой секретной организации, которая занимается изучением паранормальных явлений. В ответ на пост moto42 большое количество энтузиастов начали писать статьи схожего содержания.

А в 2008 году появился основной сайт фонда: scp-wiki.wikidot.com. Как говорится на самом сайте, ведется он энтузиастами как и Википедия. Но собирают здесь не энциклопедические статьи, а вымышленные истории об аномальных существах и явлениях. Называются эти истории «Крипипаста» — жанр интернет-фольклора, представляющий собой небольшие рассказы, цель которых напугать читателя.

Как следует из названия вымышленного фонда, он занимается сбором сведений о таких аномалиях, а также отловом и содержанием под стражей этих вымышленных существ. Каталог чудовищ вымышленного фонда весьма широк, о чем можно судить по порядковым номерам, присваиваемым новым существам. По состоянию на апрель 2020 года в базе сайта было 5274 объекта. В интервью один из главных администраторов сайта заявил, что на сайте содержится около «10 000 рассказов от более 1600 авторов».

Обратите внимание, что каждому объекту присваивается класс опасности. Например, такие: Кетер и Таумиэль. Оба этих словах заимствованы из Каббалы и часто встречаются в книгах по демонологии. С одной стороны использование таких слов не удивительно: звучат они загадочно и интересно, что привлекает внимание детей. Но, с другой стороны, наиболее увлечённые всем этим люди, естественно, начнут искать в интернете упоминание этих слов в других источниках и непременно натолкнутся на оккультизм, гностицизм, телему и всё, что с этим связано.

Если у вас есть сомнения в этом, то вы можете провести простейший эксперимент. Попробуйте сами найти в сети значение этих слов и посмотрите внимательно, на каких сайтах имеются подробности и какие ещё материалы опубликованы на этих ресурсах. Думаю, вам станет очевидно, что в моих словах нет никакой натяжки.

Интересно, что сообщество, которое интересуется SCP, давно стало международным. О чем свидетельствует, например, наличие национальных отделений вымышленной структуры. У каждого отделения есть свой сайт и свой национальный каталог страшилок. Вдвойне интересно то, что первым национальным отделением SCP, которое отпочковалось от английской версии, стало именно русское отделение. Оно возникло в 2010 году, говорится на официальном сайте.

Изображения товаров с символикой SCP в интернете
В интернет-магазинах вы также можете найти массу атрибутики с аббревиатурой SCP, кукол, предоставляющих собой некоторые вымышленные объекты фонда и многое другое.

Цитата из короткометражного фильма «096 | SCP Short Film»
По заметкам фонда уже снято несколько короткометражных фильмов, выпущено несколько так называемых арт-буков с описаниями некоторых существ и очень качественными иллюстрациями.

Цитата из короткометражного фильма «096 | SCP Short Film»
Артбук с описанием SCP-004 — «12 ржавых ключей в дверь»
Изображение: © Xarima

Все это говорит о большой популярности проекта. Наличие множества языков, на которые переведены рассказы фонда также подтверждают этот факт.

Список языков на официальном сайте SCP — Foundation
Но важно отметить не только популярность проекта, его пугающее содержание, но и то, что нередко проект называют «вселенной фонда». Конечно, можно сказать, что подобные «вселенные» не являются чем-то новым. Так, например, вселенная комиксов от компании Marvel появилась значительно раньше. Да и вообще все это есть некое подражание греческим мифам, которые также были все связанны между собой, несмотря на то, что слагались в разное время.

Однако, нужно отметить, что мифы не есть просто вымышленные истории. Мифы были тесно переплетены с жизнью, и порой было сложно отделить одно от другого. Они где-то буквально, а где-то метафорически описывали реальность и, естественно, влияли на жизнь общества, формировали ее в определенном ключе. «Какое это отношение имеет к SCP?» — спросите вы.

Приглядимся повнимательнее к описанию объекта «SCP-1223-RU — Эне-тоо». Суффикс RU означает, что этот объект — есть результат творчества именно русской ветви SCP Foundation. В описании к нему имеется «история обнаружения». Приведу отрывок из этого описания: «В феврале 1920 г. во время наступления сил комбрига К. И. Новика на дислоцированное в Семиречье войско белого атамана Б. В. Анненкова в плен попал есаул Ф. Г. Дорофеев. В дневнике комдива А. Е. Карташева было сказано, что Дорофеев был обнаружен рядом с трупом другого белого казака, Л. К. Устинова».

Уже по этому отрывку видно, что это не просто выдумки, а попытки сплести выдумки с реальной историей, ведь указанные люди действительно когда-то жили. Но дальше можно найти еще более неожиданный кусок: «В 1921–1922 гг. в Поволжье, Южном Урале и ряде прилегающих территорий из-за последствий Гражданской войны и политики советского правительства вспыхнул массовый голод. В свете данных событий в переписке между Лениным и Дзержинским в конце феврале 1922 гг. можно обнаружить намёки на SCP-1223». Ниже приводится текст вымышленной переписки советских деятелей.

Разве это не есть попытка сформировать вымышленную вселенную и заменить ею реальность? Совершенно очевидно, что это так. Но сможет ли ребенок, попав в эту огромную паутину в раннем возрасте, выбраться из нее невредимым? Вероятность этого крайне мала. И даже если в сознательном возрасте он начнет понимать, что все это не более чем вымысел, тем не менее, протранслированные ранее и засевшие в памяти образы будут ещё долго сопровождать его по жизни. А мы с вами прекрасно знаем, что рациональное мышление, сколь критичным бы оно ни было, далеко не всегда может справиться с иррациональной стороной человеческой натуры, которую не убеждают никакие доводы.

Но вернёмся к ребенку, который узнал о существовании SCP. Во-первых, как он об этом узнал? Если ему всего семь лет, то вряд ли он настолько хорошо самостоятельно ориентируется в интернете, чтобы найти что-нибудь об SCP, правда? Но его окружают другие дети, в том числе старше его самого, для которых подобный контент вовсе не является тайной за семью печатями. По всей видимости, так эти истории ужасов и передаются от старших детей к младшим, а дальше из уст в уста, как говорится.

Как оказалось, есть даже довольно убедительное объяснение психологов о том, почему дошкольники и дети младших классов так интересуются страшилками, пересказывают их друг другу. Так, например, в исследовании Бариновой А.А. из Саратовского государственного университета говорится, что в 6–7 лет дети начинают лучше осознавать, что такое смерть и потому начинают бояться умереть, либо потерять близких и родных людей, друзей и т. д. В выводе к работе говорится: «Создавая новую (страшную — прим.) историю или пересказывая услышанную, ребенок невольно погружает себя в данный текст и переживает все, что испытывают герои данной страшилки, и именно это помогает ему примириться со своими страхами и переступить через них».

Другими словами, личные проблемы ребенка оказываются не такими уж и ужасными, как то, с чем он может столкнуться в страшных историях, и потому личные невзгоды уходят на второй план, не кажутся детям настолько ужасными, считает автор исследования.

Но всегда ли столкновение детей со страшными историями оборачивается таким благостным концом? И не может ли быть обратного эффекта, когда страшные истории порождают психологические проблемы? Это сложный вопрос, который необходимо изучать отдельно.

Но ведь и преодоление страхов может происходить по-разному. Например, одно дело, когда в страшной истории есть герой, способный справиться со злом, и другое дело, когда это ужас без конца, без возможности спасения.

Николай Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942
Возможно, сравнивать страшные истории со сказками не совсем корректно, но тем не менее в сказках, как правило, герой присутствует. Он побеждает змея Горыныча или обманывает бабу Ягу, например. И в этом случае понятно, что ребенку предлагается к рассмотрению система из двух начал: отрицательного и положительного, а также некоторый сценарий выхода из ситуации. Но во вселенной SCP Foundation нет этого доброго начала. Сам фонд можно отнести к разряду положительных героев с большой натяжкой.

Вот что говорится на официальном русскоязычном сайте вымышленной организации: «Фонд действует, чтобы нормы так и оставались нормами, чтобы население Земли могло и дальше жить обычной жизнью, не боясь и не подвергая сомнению своё восприятие окружающего мира, чтобы человечество было защищено от различных внеземных угроз, а также угроз из других измерений и вселенных». Другими словами, фонд нужен для того, чтобы люди сильно не волновались. Такое исключительное положение фонда и содержание всего человечества в качестве несведущих братьев меньших очень отдает концепцией «Великого инквизитора» и работами братьев Стругацких.

Но дело не только в этом, а в том, что заявленные цели SCP Foundation и реальные цели очевидным образом отличаются. Охрана спокойной жизни человечества — это легенда, а на практике мы видим распространение этих страхов.

Более того, нужно учесть, что рассказы фонда давно вышли за пределы официального сайта, а также обросли огромным количеством сопутствующих материалов и товаров, которые можно купить чуть ли не на каждом углу. В результате «вселенная SCP» вторгается в повседневную жизнь и присутствует в ней постоянно, напоминая о себе.

А сами организаторы говорят, что не собираются на этом останавливаться: «В течение первых нескольких лет это было довольно маленькое и нишевое сообщество, но усилия … по поддержанию и расширению сообщества … привели к нашему нынешнему состоянию дурной славы. И мы все будем упорно трудиться, чтобы делать ее больше, лучше и известнее».

Если взять древнегреческие греческие мифы, то сами по себе они не более чем интересные рассказы, пусть и связанные между собой. Но когда вы начинаете обнаруживать, что множество географических названий адресует нас этим мифам, что есть реальные храмы, посвященные тем или иным героям мифов и богам и т. д., то возникает невольное ощущение того, что это не просто выдумка, а нечто большее. И в этом есть сила культуры, которую человек создал сам и которая влияет на его поведение и поведение всего общества.

Нечто подобное мы видим в случае с SCP Foundation. Дети сталкиваются с этой «вселенной» постоянно. Их страхи фиксируются и развиваются.

Возможно, страшилки в малых дозах даже полезны детям, как утверждают специалисты. Особенно если дети сами их выдумывают в ответ на свои жизненные сложности, а потом так же быстро забывают про них, переборов свои страхи. Но погружение в бесконечную стихию страхов, бесконечная подпитка их — вряд ли может иметь оздоравливающий эффект. К тому же вопрос о преодолении страхов тоже не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Цитата из ролика «Горка Пожиратель — Ужасы Тревора Хендерсона» пользователя youtube Boss Koshkin
Мальчик, который рассказал мне про SCP, на мой вопрос: «Можно ли их каким-либо образом победить?» — ответил, что его подруга Лиза однажды столкнулась сразу с четырьмя «ЭйСиПи». Среди этих жутких существ была, в частности, горка-пожирательница. И когда девочка пыталась спастись бегством от всей этой кучи нежити, то горка проглотила ее. Но чуть позже, когда остальные три «ЭйСиПи» ушли, горка выплюнула Лизу обратно живую и невредимую.

На первый взгляд, история оказалась со счастливым концом. Но если посмотреть структурно на нее, то можно увидеть, что положительного героя в сказке нет. Это даже не рыба-кит, которая проглотила вереницу кораблей и потом выпустила их наружу. Потому что в сказке про чудесное спасение кораблей был положительный герой и его действия привели к освобождению. А здесь нет ничего такого. Осмелюсь предположить, что на практике это означает творческий поиск ребенком спасителя не среди нормальных героев, а среди нежити. А что еще делать в условиях, когда героя-спасителя нет?

А когда ребенок нашел «положительного героя» среди злодеев и мертвецов, то не это ли приводит его к мысли о том, что миром правит смерть и нужно как можно быстрее встать на ее сторону, чтобы, как бы это не звучало парадоксально, жить?

Настолько ли далека от правды гипотеза о том, что именно обилие ужасающего окружения приводит детей, жизнелюбивых по своей натуре, к поиску спасения от страха хоть где-нибудь, пусть даже в присяге смертоносному началу?

ИА Красная Весна