"Сегодня ночью вам конец, вражеская мразь", или как детей будут учить правам человека

 Недавно мы писали о том, какая замечательная книжка попала в руки активистов РВС.  Речь идет об учебнике «Наш мир и наши права»,  призванном познакомить детей с правами человека.  Книга эта обладает весьма специфическим содержанием и способна, на наш взгляд, нанести вред психике ребенка. Чтобы не быть голословными, мы решили провести экспертный анализ этой книги, ведь она рекомендована крупными чиновниками (как мы надеемся, по ошибке) для изучения в школах. Итак, мы собрали экспертную группу, состоящую из психологов, педагогов, филологов и просто неравнодушных родителей. Для экспертизы мы выбрали несколько уроков  из  этого учебника. Предлагаем вашему вниманию психологическую часть экспертизы.

Занятие № 12 пособия посвящено проблеме беженцев. Заявленная цель урока – «понять положение беженцев и их право искать убежища». Среди прививаемых навыков значится «способность сострадать». Возрастная категория – от 9 лет, то есть учащиеся 3-5 классов. Основным материалом для урока служит рассказ «Дом дяди Али» из этого же пособия. В рассказе сообщается, что в городе, где живут герои, произошел государственный переворот и была установлена военная диктатура. В результате ухудшившегося положения и угроз, семья решает бежать и просить убежища в соседней стране. Мы попытаемся проанализировать, какое психологическое воздействие на ребенка 9-11 лет может иметь данный материал.

Рассказ  построен таким образом, чтобы ребенок максимально идентифицировал себя с главной героиней: ей тоже 10 лет, она тоже ходит в школу, у нее тоже есть семья, и ее бабушка тоже болеет. Письмо с угрозой расправы над семьей учитель должен не только зачитать, но и показать (на странице 74 приведена картинка с текстом: «Сегодня ночью. Вам конец, вражеская мразь. Друзья Родины»). Это усиливает воздействие рассказа, ибо в дополнение к слуху задействует зрение. Обращает на себя внимание также заявленный жанр текста – «интерактивный рассказ». Жанра «интерактивный рассказ» в отечественной литературе нет, однако в сети Интернет и в книжных магазинах можно найти так называемые интерактивные книги или книги-игры. Под этим понимается таким образом построенное литературное произведение, чтобы у читателя была возможность влиять на развитие сюжета. Представляя себя главный героем, читатель сам принимает решения и, в зависимости от них, перемещается по страницам и главам книги. Похожим образом устроен текст «Дом дяди Али». По задумкам авторов, чтение прерывается двумя заданиями: во-первых, дети должны решить, кому следует бежать, а кому – остаться; во-вторых, что взять с собой. Рассказ завершается ролевой игрой, в ходе которой учащиеся выясняют, удастся ли семье перебраться через границу. Другими словами, дети сами определяют финал. Такая вовлеченность детей в процесс создания истории, а также приближенность персонажей реальному миру и привлечение визуального материала способствует максимальному восприятию детской психикой образов текста, его сюжета, поведенческих моделей и т.д. Посмотрим, что может вынести ребенок из участия в этом занятии.

В рассказе члены семьи понимают, что переход через пустыню и горы будет трудным, а потому детям в форме ролевой игры дается пять минут на то, чтобы решить, кого из членов семьи надо бросить. Им предлагается обсудить: «кто самый уязвимый, кому в пути будет труднее всего и из-за него группа будет медленнее идти, что может произойти с теми, кто останется?»

Остановимся на этом, ключевом с точки зрения воздействия на психику ребенка,  сюжете.

Авторы заявляют, что занятие предназначено для  детей младшего школьного возраста.  Период раннего школьного возраста – это время, когда дети усваивают  высшие формы поведения,  социальные нормы, меняют  свои отношения с людьми на более зрелые.

Усвоение социальных норм происходит в том числе и через литературные произведения. Детям этого возраста свойственно чувственное восприятие мира. Они идентифицируются с героями литературных произведений, эмоционально вживаются в предложенные взрослыми роли и на глубоком эмоциональном уровне «впитывают» законы межличностных отношений.  Какие законы  отношений дети усвоят из занятия?

  1.   В ситуации опасности в семье\коллективе межличностные отношения разрушаются, а не становятся более близкими. Модель отношений любви,  дружбы, привязанности подменяется противоположной моделью отношений  «кого бросить».
  2. В ситуации опасности самых слабых бросают. Авторы даже предлагают набор критериев: «…самого уязвимого… того, кто будет медленнее идти».
  3. В уроке  на символическом уровне (дядю Али посадили в тюрьму за его идеи) представлен конфликт между социумом  и индивидом. Этот сюжет способен оказать сильное воздействие на детей, поскольку  он затрагивает актуальный психологический  конфликт ребенка младшего школьного возраста, имеющий на определенном уровне очень схожую с описанной в рассказе модель. В этом возрасте  задачей развития является вхождение ребенка в социум. Социализация происходит через усвоение нравственных и культурных норм  общества. Через процесс интериоризации (процесса, когда внешние нормы становятся внутренними). Такая социализация всегда проходит в трудной внутренней борьбе ребенка, в ходе которой он  сталкивается с тем, что нормы и требования социума не совпадают, а порой и противоположны его желаниям и импульсам.  Дети должны сделать достаточно трудный для них выбор признания законов социума. Однако в рассказе, предложенном в данном занятии, предлагается совсем другое разрешение конфликта – бегство от общества, неприятие его норм и правил. Можно согласиться с тем, что  подобная модель отношений встречается с ситуации, когда  индивид бросает вызов обществу, призывая бороться с его недостатками и желая сделать таким образом это общество еще более нравственным и совершенным. Но в таком случае речь всегда идет о зрелом индивиде, обладающим, нравственным стержнем, чувствующим свою особую ответственность за то, то происходит в обществе и остро переживающему его несовершенство. Подобное разрешение этого конфликта на этапе становления личности ребенка, когда нравственные нормы находятся только на стадии формирования,  является преждевременным и способно спровоцировать его  на выбор образцов асоциального поведения. В данном случае речь скорее пойдет о формировании другой модели конфликта индивид- общество, встречающейся  среди преступников. Они тоже бросают вызов социуму,  но не обладают при этом нравственными нормами.

 

Какие чувства будет испытывать ребенок на этом занятии?

 

  1. Чувство вины.  Здесь важно отметить, что ребенок неосознанно идентифицируется с героем, который должен выбрать, кого бросить. А родственники семьи дяди Али  представляют собой символическое воплощение родственников ребенка: маму, папу бабушку и т.д.  В процессе урока он перебирает именно своих близких, задаваясь по поводу каждого из них вопросом:  бросить или взять с собой?  Таким образом ребенок символически неизбежно совершает предательство по отношению к каждому из своих близких. На ребенка взваливают страшный  груз, который не прошел бы  без необратимых последствий даже для взрослого. А затем  ребенку не дается никакой верной модели разрешения ситуации. Сентенция в конце «мы решили пойти вместе» произнесена как бы вскользь, лишена какого-либо  веса или акцента и не несет в себе высших образцов поведения,  нравственных норм, моделей отношений любви и защиты. Так что ребенок просто оставляется в одиночестве с чувством вины и тревоги.  Но даже если бы соответствующий акцент был сделан, полезность данного сюжета все равно вызывает серьезные сомнения. Трудно понять, почему рассказ нельзя было составить таким образом, чтобы сразу показать ребенку высшую ному человеческих отношений: любовь, сплоченность,  готовность стоять друг за друга до конца, готовность к самопожертвованию и защите слабых? Для его нужно было заставлять ребенка совершать акт предательства?

 

2. Изучение урока провоцирует у ребенка чувства тревоги и недоверия по отношению к своим близким.  Усвоив закон отношений «в ситуации опасности слабого бросят», ребенок перенесет этот закон и на себя, он невольно задастся вопросом: «а что, если бросить решат меня, как самого слабого?» Чувство тревоги усиливается тем, что в ходе ролевого проигрывания рассказа  ребенка погружают в угрожающую ситуацию, где он играет роль преследуемой жертвы,  далее его никак не выводят из этого переживания и снова не дают ему способов справиться с угрозой в конце занятия. Рассказ останавливается на том, что семью не приняли в страну, она остается в ситуации неопределенности и ей все еще угрожает опасность. В любом произведении для маленьких детей, в котором детям предлагается узнать и пережить негативный эмоциональный опыт, в конце предлагается выход из ситуации, ее положительное разрешение. Ощущение безвыходности ситуации, собственной беспомощности всегда являются очень травматичными переживаниями.

 

При прохождении данного занятия реакции (чувство вины, тревоги и беспомощности), описанные в п.1 и в п.2, являются достаточно тяжелыми для ребенка. Риск травматизации значительно усиливается.

Вывод. Задание создано без учета особенностей психики детей указанного в описании задании возраста,  оно может спровоцировать тяжелые травмирующие ребенка переживания.  Предложенные  детям для усвоения нездоровые  и безнравственные модели межличностных отношений и формы взаимоотношений  личности с социумом, приведут к снижению  адаптивных возможностей,  а также могут спровоцировать  искаженное формирование личностных особенностей. Таким образом, занятие содержит в себе информацию, способную причинить вред  психическому здоровью детей.

Экспертная группа "Общественной родительской экспертизы".

На книжные полки попадает продукция, опасная для детей. Мы очень надеемся, что официальные инстанции примут меры для того, чтобы защитить детей от нее. Поэтому уполномоченному по правам человека Элле Александровне Панфиловой было направлено письмо с просьбой разобраться с ситуацией и принять меры. Надеемся на ее помощь в этом вопросе.  Ниже приведен скан письма.