"Школа наставников" как борьба с фундаментальным образованием

Сначала новость:

Первая "Школа наставников проектного обучения" завершилась в "Сколково".

В "Сколково" прошла первая "Школа наставников проектного обучения", для участия в которой были приглашены организаторы и преподаватели детских и студенческих кружков в области научно-технического творчества, педагоги дополнительного образования, предприниматели и сотрудники технологических компаний, включенных в работу с детьми.

Программа школы построена из трех частей – по основным типам проектов: инженерным, исследовательским и предпринимательским. Все участники прошли через ключевые этапы жизненного цикла проекта: выделение проблемы, постановка задач и планирование, реализация проекта, оформление результатов и рефлексия образовательных результатов. При этом участники знакомились с технологиями и конкретными инструментами организации проектной деятельности.

По словам организаторов, в последние несколько лет сложился особый тип занятости, когда взрослый наставник берет шефство над детской работой в сфере научно-технического творчества. Он работает с идеей, помогая реализовать проект, курируя ребенка или группу детей.

"Школа наставников" – это обмен практиками в области запуска проектов научно-технической направленности, в который вовлечены организации, имеющие опыт методической поддержки учителей: Московский Политех, Открытый университет Сколково, детский технопарк "Кванториум", образовательный центр "Сириус", Лифт в будущее (БФ "Система"), Институт опережающих исследований Шифферса, Center-game.

Одна из особенностей "Школы" – ее кратковременность. Наставника, в роли которого может выступать школьный учитель, родитель, представитель вуза или предприятия, не отрывают от работы надолго. При этом трехдневный интенсив помогает получить нужные компетенции и обрасти связями.

 

Комментарий:

Проектный метод был отвергнут в советской системе образования еще в 1931 году после опытов, показавших, что самостоятельные попытки учащихся "конструировать свои знания", приводят к отсутствию в этих знаниях фундаментальности, необходимой на следующих этапах обучения. Не касаясь сейчас вопроса Сколково, как научной базы, которая может что-то сформировать, надо сказать, что проблемы проектного обучения, как подхода, в современной ситуации в сравнении с 30-ми годами прошлого века вовсе не исчезли, а только усугубились.

Проектная деятельность не может осуществляться детьми, у которых нет опыта организации своей работы, постановки целей, критики и других полезных знаний и навыков. В настоящее время в проектной деятельности может участвовать и не всякий взрослый.

Деятельность набегающих время от времени "эффективных наставников" не может способствовать преодолению этой проблемы. Тем более, что в ходе проектной деятельности предполагается использовать дистанционные формы общения.

С детьми надо работать личным участием долго, аккуратно и вдумчиво, формируя системные фундаментальные знания, на которых в дальнейшем может строиться их обучение и работа. А проектный подход пытается подменять собой все еще запрещенное трудовое воспитание, формирующее навыки индивидуальной и коллективной деятельности, по которым так тоскуют современные работодатели.

 

Игорь Бигаев, РВС.

Регион: