Скука…

Окружающая действительность пестрит огнями витрин, визгом машин и отблеском сенсорных экранов гаджетов спешащих по своим делам людей. Если оглянуться, то может показаться, что современный мир является невероятно сложным. Об этом говорит усложнение инфраструктуры, новые технологии и многое другое. Но это видимая сторона дела.

Основная проблема, которая далеко не лежит на поверхности, состоит в том, что все это технологическое многообразие сочетается с невероятной потерей сложности самих людей. Люди становятся «простенькими», низводя свое существования к работе, магазину и процессу переключения канала телевизора с одновременным дерганием пальца по сенсорному экрану своего смартфона.

Складывается такое впечатление, что львиная доля производимой технологической новизны направлена на упрощение как личности в отдельности, так и коллективов, да и макросоциальных общностей в целом. Причем одно следует из другого, совокупность опрощенных индивидов никогда не сформирует коллектив, так как любой коллектив должен определяться целью, то есть должно возникнуть целеполагание, которое будет являться его стержнем. А вероятность появление такой единой цели у энного количества опрощенных людей будет стремиться к бесконечно малой величине, если конечно не считать за коллектив стадо овец, ведомое на убой.

Любые новые технологические завоевания человечества должны быть направлены на преодоление барьеров человеком, при этом открывая «бесконечное далеко» сложности, для достижения которой требуется преодоление еще больших барьеров. И человек, опершись на изобретения, должен все дальше двигаться по пути развития. Мы же видим обратную картину, успехи последних десятилетий, особенно в сфере компьютеризации, облегчили множество сфер жизнедеятельности человека, но при этом для подавляющего большинства новые горизонты не были открыты. Более того, они стали маскироваться «реальностью» по ту сторону экрана, будто за совокупностью пикселей открывается «страна чудес», и каждый смотрящий словно Алиса прыгает по полю, собирая «прекрасные тюльпаны» своих грез.

Если взять и посчитать количество одновременно в эту секунду глядящих  во всем мире на экран пар глаз, то оно не было таким огромным никогда до этого. Еще 10 лет назад оно было совсем другим, я уже не говорю про 20 и более лет тому. Экран заслоняет окружающий мир, он становится ареной симуляции реальности, на которую наматывается львиная доля человеческого времени.

Мир монитора «прекрасен», ты там можешь быть кем угодно, хоть Брэдом Питом, хоть Софи Лорен, Жанной д’Арк или Наполеоном, покорять фантастические миры, управлять народами. Шекспировский Гамлет говорил, что «о боже! Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем бесконечности. Если бы только не мои дурные сны!». Во времена Шекспира люди уходили в ирреальный мир (виртуального тогда еще не было), но они понимали, что они уходят из реального, и что реальный мир он реален и понимание, что существует грань реальности, оставалось. Современные технические возможности позволяют эту грань стереть, что уже то тут, то там и происходит.

Как мы видим, во многих случаях стирание этой грани приводит к трагическим последствиям.

Обращу внимание на осознанность принятого решения. Противоречие между блёклостью окружающей действительности и яркой красочностью виртуального мира привели к печальному результату. Подобные случаи множатся в разных вариациях: дети убивают своих родителей из-за того, что им запретили играть в компьютерные игры.

Когда Жан Бодрийяр говорил о наступлении гиперреальности, многие отнеслись к этому с большим скептицизмом. Но резкий скачок технологий позволил воплотить в жизнь философские наработки постмодернистов. Ядром концепта Бодрийяра является понятие симуляции и симулякра. Гиперреальность есть стирание границы между действительностью и знаком, то есть симулякром. Виртуальный мир есть превращенная форма мира действительной реальности. Этот «красочный» мир вычищает внутреннее пространство личности, а на место вычищенного приходит СКУКА! В виртуальном мире от скуки не уйти, можно лишь еще больше окунуться в этот мир, тем самым освободив еще больше пространства для скуки.

Результаты этого процесса наглядно мелькают в лентах информационных агентств. Современный капитализм сосредоточился на производстве скуки. Наращивая ее, можно обеспечить спрос на колоссальное количество безделушек, которые и покупаются-то от заполняющей личность скуки. В рамках капитализма этот процесс побороть нельзя, но если его не повернуть, то рано или поздно все человечество может шагнуть в окно своего дома, утонув в безвременье «черной дыры».

Евгений Давыдов