В конце января в школах Москвы была проведена массовая акция «Детский телефон доверия». Она проводилась под эгидой Комиссии по профилактике негативных проявлений среди обучающихся Экспертно-консультативного Совета родительской общественности при Департаменте образования г. Москва. Дети всех возрастов, начиная с 1-го класса, записали себе в дневник «чудесный» номер телефона, по которому добрые дяди и тети помогут им повысить настроение и решить проблемы в семье и школе.
Уже не раз мы знакомились с сомнительной подоплекой этого начинания, например, в статье «Детский телефон доверия и права родителей». Приглядевшись к тем, кто же работает над этим вопросом, мы обнаружили, что ДТД – это проект Московского государственного психолого-педагогического университета. А методическое сопровождение осуществляют сотрудники Высшей школы экономики, которые написали учебное пособие по подготовке консультантов ДТД, это господа Г. Будинайте и И. Геронимус, как следует из информации на сайте Детского телефона доверия. Все бы ничего, но прозападная и либеральная позиция ВШЭ не оставляет сомнений в продвижении ювенального проекта с помощью такого инструмента, как телефоны доверия.
Продолжая изучать информацию на сайте ДТД, видим, что одним из его партнеров является Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. Казалось бы, кто может быть против такой защиты?! Однако, давайте посмотрим какими мерами эта защита организована в разделе проектов фонда:
• Повышение доступности и качества экстренной помощи детям при обращении в российские службы детского телефона доверия (Именно сомнительность телефонов доверия, а так же помощи, которую они оказывают, мы здесь и обсуждаем.)
• Создание условий для ранней профилактики семейного неблагополучия в условиях детского дошкольного учреждения), безопасного развития детей дошкольного возраста г. Москвы через формирование культуры ненасильственных, толерантных отношений в московских семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста.(Известны случаи отобрания детей из семей по надуманным поводам в целях ранней профилактики семейного неблагополучия, то есть до возникновения самого неблагополучия, а данный фонд как раз и занимается созданием условий для этого.)
• Формирование круга социально ориентированных НКО–поставщиков социальных услуг, обладающих необходимыми профессиональными компетентностями и ресурсами для эффективной деятельности в сфере профилактики социального сиротства и вовлечённых в решение задач по снижению уровня сиротства в Российской Федерации.(Ювенальное сопровождение семей должно осуществляться с помощью НКО. Обратите внимание, что для вмешательства в семью выбраны такие рыночные термины, как «НКО – поставщики социальных услуг».)
• Разработка комплекта информационных и методических материалов для руководителей и специалистов учреждений здравоохранения, социальной защиты и органов опеки и попечительства по вопросам профилактики социального сиротства (отказов от детей при рождении), медико-социальной помощи и сопровождения беременных женщин, матерей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.(А в этом проекте фонд занимается вопросами межведомственного взаимодействия, обеспечивающего репрессивные возможности органов опеки.)
То есть при анализе деятельности этого партнера ДТД мы обнаруживаем не что иное, как информационную и структурную поддержку того самого рынка социального сопровождения, о котором так же неоднократно говорили.
А ведь в методических указаниях учителям предлагается давать детям домашнее задание по самостоятельному тестовому обращению в ДТД! Насколько это правомерно – вопрос отдельный!
Эта не первая уже волна пропаганды ДТД была подстегнута недавними громкими самоубийствами подростков, и парадоксальным образом выход чиновникам видится в том, чтобы еще сильней загнать детей в социальный ад, когда, после повторного звонка детским помощникам, ребенка отберут у родителей и отправят в платную «семью». Зачем создавать благоприятную социальную атмосферу для детей, убирать с полок магазинов игрушки-монстры, финансировать выпуск отечественных добрых и хороших фильмов и мультиков, зачем?! Проще обмануть детей, и пусть потом они скажут: «Мы не хотим больше жить, потому что не знаем, как теперь верить людям!»
Ирина Зотова, РВС.