Статистика ЕГЭ свидетельствует о разгроме образования

Ниже приведены статистические данные о результатах ЕГЭ по математике в школах России за 2010-2013 годы. Экзамен по математике интересен тем, что он обязателен для всех, но отношение к нему у школьников разное: примерно половина учащихся стремится набрать максимальный балл, потому что математика нужна им для поступления в вуз, а другой половине достаточно получить по математике не два, для чего надо решить пять задач на уровне начальной школы (оценки за ЕГЭ на итоговые отметки аттестата никак не влияют).

ЕГЭ был окончательно введен в 2009 году. На графиках статистики мы видим, как классическое нормальное распределение (2010 и 2011 гг.) превращается в «двугорбое» с провалом в зоне средних значений (2012 и 2013 гг.). Это означает, что вплоть до 2011 г. учащиеся были способны понимать большую часть заданий ЕГЭ и более или менее успешно решать их (независимо от того, нужна им математика для поступления, или нет), а начиная с 2012 г. уже примерно половина выпускников воспринимает ЕГЭ по математике только на уровне простейших задач.

Главная причина этого не в том, что часть школьников стала игнорировать математику: «гуманитарии» всегда были к тому склонны, но до введения ЕГЭ и два года спустя они её почему-то знали. УЧИТЬ СТАЛИ ПО-ДРУГОМУ! Содержание и качество образовательного процесса определяет не ученик, а учитель. И трудно представить себе ситуацию, когда одну часть класса учат, а другую — нет. Так что как минимум в половине школ страны преподавания математики по сути нет. Но и по поводу второй половины не стоит сильно обольщаться: зачастую высокие баллы ЕГЭ - это личная заслуга учеников и их репетиторов.

Есть все основания считать, что по остальным школьным дисциплинам, где отсутствует какой-либо выпускной экзаменационный контроль , ситуация ещё более удручающая. (ЕГЭ по выбору — это всего лишь вступительный экзамен в вуз).

«Двугорбое» распределение с «провалом» в зоне средних значений. Однозначно свидетельствует о наличии двух групп «игроков» с принципиально разными стратегиями игры.
По горизонтали - баллы ЕГЭ, по вертикали - число участников.

ЕГЭ по математике, 2012 год.
Надо отметить, что статистика за 2012-2013 годы опубликована в очень грубой усредненной форме. На этих графиках даже не выделена принципиальная «красная зона» двоек: от 0 до 24 баллов

 

ЕГЭ по математике, 2011 год.
Классическое нормальное распределение. Все участники «игры» под названием «сдача ЕГЭ» имеют примерно одинаковую игровую стратегию.

  

ЕГЭ по математике, 2010 год.
Классическое нормальное распределение. Все участники «игры» под названием «сдача ЕГЭ» имеют примерно одинаковую игровую стратегию.

Дарья Иванова, РВС.