Стоит ли отказываться от дистанционного обучения?

Все чаще поступают вопросы о том, что родителям хочется отказаться от дистанционного образования в условиях самоизоляции и они спрашивают, как это сделать.

Давайте разберемся с этим вопросом, учитывая то, что разговор идет о периоде введенного режима самоизоляции для граждан в большинстве регионов России.

  1. Вредно ли удаленное, дистанционное, электронное образование? Да, по разным параметрам его нужно стараться избежать. Но избежать его в первую очередь нужно не как время, проведенное у электронных устройств, не как «процесс облучения электромагнитными волнами» и т.д. Хотя и физиологическая вредность от некачественных экранов, неконтролируемого времени у монитора и т.д. есть, никто не отрицает, но это отдельный вопрос взвешенного обсуждения воздействия этих и многих других факторов окружающей  среды на ребенка не только в школе, но и дома. Вопрос меры использования, адекватного восприятия целостной картины мира и разумного отношения с учетом вреда и пользы.

Самый большой вред для развития человека, а точнее даже для формирования человека, наносит именно удаленность, изолированность дистанционного обучения. Т.е. дети перестают общаться друг с другом и процесс передачи знаний практически становится односторонним, нет адекватного и своевременного отклика на переданную информацию в связке учитель – ученик – одноклассники. Т.е. процесс обучения становится урезанным, выхолощенным. К тому же практически полностью убирается функция воспитания и даже самовоспитание становится упрощенным, слабым, неполноценным, так как нет внешнего воздействия значимых для развития ребенка факторов – мнения одноклассников, значимых взрослых и т.д.

Форма обучения не подходит своим уровнем абстракции для детей начальной школы и части общей, а отсутствие взаимосвязи с предметным миром на начальном этапе не закладывает фундамент для дальнейшей возможности формирования абстрактного мышления. В итоге дети так и не научаются полноценно понимать, осваивать, принимать передающуюся им информацию и в совсем малой форме они умеют ее пользоваться в реальном мире, особенно в ситуации не шаблонной.

Говорить об этом можно и нужно долго, но не сейчас. Подведем краткий итог.
Дистанционное обучение вредно и его нужно избегать как единственную форму получения образования.

  1. Возвращаемся из теории в практику и вспоминаем, что в данный момент объявлена пандемия коронавируса и в связи с этим в ряде стран, в том числе в России, введены меры противодействия распространению COVID – 19.

В большинстве регионов в соответствии с

  • Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
  • Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
  • Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

изданы постановления губернаторов регионов

  • "О введении в «NN области/крае» режима повышенной готовности для органов управления и сил «NN области/края» системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории «NN области/края»".

В этих постановлениях региональные министерства (департаменты) образования должны приостановить с __ марта 2020 года по 1 мая 2020 года включительно посещение обучающимися государственных образовательных организаций, предоставляющих дошкольное, общее, дополнительное образование, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций физической культуры и спорта с обеспечением реализации образовательных программ с

применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в порядке, определяемом администрацией образовательной организации.

  1. Что это означает для нас с вами и наших детей в реальности, а не на бумаге? Ситуация нестандартная, мягко говоря. Все понимают, что в соответствии с законами РФ детей учить нужно. Есть накатанная система аттестации, перевода из класса в класс, оценивания знаний и т.д. Есть необходимость нести ответственность за то, чтобы дети получали образование. Дошкольников и совершеннолетних никто не может обязать учиться, но за то, чтобы остальные несовершеннолетние получили образование, несут ответственность родители.

Статья 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020)
"Об образовании в Российской Федерации"
.
Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся


пункт 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

Пункт 6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Образовательное учреждение со своей стороны:

пункт 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

         Соответственно, ответственность за то, чтобы дети получали образование несут РОДИТЕЛИ, а государство ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ.
         Если родители отказываются организовывать получение образования детей, то их за это – накажут в рамках закона.

  1. Итак, родители, мы с вами рассмотрели теорию и связали ее с практикой. Ситуация выглядит так, если излагать проще.
  • Школы закрыты до 1 мая, соответственно учиться очно, общаясь с другими детьми, учителем, социализируясь наши дети не могут. Нет такой физической возможности, так как режим самоизоляции.
  • Собраться вместе и учиться даже перед монитором с учителем, кстати, возможности тоже нет, так как режим самоизоляции.
  • Государство действует в рамках закона. Власти, принимая ряд мер против распространения коронавируса, ввели режим самоизоляции и закрыли школы. В обмен они, худо-бедно, но ввели дистанционное и электронное образование, т.е. с себя они ответственность сняли и помощь оказали.
  • Родители все равно должны организовать условия для обучения детей. Для этого они могут принять помощь и присоединиться к дистанционному образованию.
  • ИЛИ срочно перевести ребенка на семейную форму образования

Пункт 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

 

  • НЕ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РОДИТЕЛИ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА
  1. Теперь я прокомментирую данную ситуацию.

Вы, родители, сейчас дома вместе с ребенком на режиме самоизоляции. В стране и мире нагнетается истерия. Каковы ее причины, зачем это делается, сама ли она растет, эффективны ли меры противодействия или наоборот, кто-то ее подогревает – это вопросы, которые мы обсуждать в этом месте сейчас не будем. Одно ясно и совершенно точно – «подливать масла в огонь не нужно». От того, что обычные люди, поддавшись панике, страху, тревоге начинают добавлять хаоса в общую дестабилизацию становится только хуже. Там, где вы можете навести порядок и там, где у вас есть возможности контролировать ситуацию – контролируйте ее.

Да, система образования не справляется с организацией нормального обучения. Да, они хотят переложить и перекладывают ответственность на родителей. Да, дистанционное обучение плохо и вредно. Да, все трещит по швам и недоделанная цифровизация, запущенная заранее с одной стороны еще не работает, с другой стороны – они обкатают сейчас все проблемы на практике и доделают быстрее. Да, сейчас добровольно люди начинают переходить на платное образование. Да, с этим нужно бороться и это нужно понимать.

НО сейчас ли нужно начинать бороться? Ради чего сейчас вносить свою частичку хаоса, чтобы обрушить все? И потом, в экстренной ситуации к элементу, поднимающему панику применяют жесткие ответные меры и в условиях чрезвычайных ситуаций это оправдано, так как вреда от паникера для других больше, чем пользы.

Ради детей, чтобы они не получали вред от долгого сидения у компьютера? Так и контролируйте, вы же пока дома. Запишите этот видеоурок, покажите с разбивкой по времени. Сделайте гимнастику. Да вообще, сами объясните материал по любым материалам, а ребенок сделает после этого тест. Вредно, не хорошо, но лучше, чем совсем не учиться сейчас. И лучше не из-за того, что лучше «хоть какие-то знания, чем никакие». Лучше из-за того, что оценки получать нужно, как-то аттестовываться нужно. Никто не хочет, да и не может оставить всех детей всей России на второй год. 12летнее обучение сделать?

Будут последствия этих полумер. Но решать эти проблемы будут все и мы - те кто правильно против только дистанционного и цифрового образования, по мере их поступления. Сейчас не время и не место. Давайте дождемся конца апреля.

Если же вы хотите сделать все по закону, то сделайте. Перейдите на семейную форму образования и официально возьмите ответственность на организацию процесса образования на себя, школа только обязана будет принять аттестацию у ребенка. Заключите договор со школой, составьте план-график сдачи промежуточных и итоговых аттестаций. Только учтите, что нужно будет это делать в режиме самоизоляции, но, вероятно, при настойчивости и наличии технических средств, вы справитесь.

В результате фактически вы будете так же учить ребенка, как и те, кто на дистанционном, только ответственность за качество обучения будет на вас. При дистанционном обучении на вас ответственность лежит за то, чтобы ребенок был жив, здоров и выполнял задания, качество вам предоставляет образовательное учреждение.

Вернуться к очной форме обучения сможете в любой момент, в данной ситуации – сразу, как откроют школы. Но, скорее всего, будет это не раньше сентября. Маловероятно, что ранее. Сейчас задача властей максимально продлить режим самоизоляции, в школах как-нибудь дотянут учеников до конца года, аттестуют, учитывая то, что сами знают, как учили и суды по поводу качества образования никому не нужны и «продлят изоляцию» на летние каникулы. В официальном или обычном виде – время покажет. Но детский организованный коллектив и в обычных то условиях является местом, где проще распространяется инфекция, поэтому собирать детей обратно тогда, когда вообще это делать никто не должен – в каникулы, было бы странно.

         Итог сего разъяснения. Успокойтесь, переведите на дистанционное обучение (всегда можно перевестись на семейное), не сейте панику, учите дома сами по нормальным учебникам в адекватном режиме и вовремя сдавайте домашние задания, чтобы были оценки.

Анна Кульчицкая, РВС.