ОРГ. МОДЕЛЬ «ТЕАТР БЕЗ ЗРИТЕЛЯ»
Сегодня опишу широко известную в узких кругах организационную модель «Театр без зрителя».
Что же это за «зверь» такой? Всё просто и ясно даже из названия, это некая театральная постановка какого-либо произведения силами непрофессионалов, то есть обычных людей, без участия зрителей.
И в этом главная сила метода. В особенности для стеснительных людей. А таких сегодня великое множество. Атомизация и десоциализация делают своё чёрное дело. Люди зажаты, скованы, стеснительны, неуверены в себе. Многие не то чтобы боятся «вытащить» из себя актера и начать лицедействовать, у них в принципе существуют огромные проблемы с коммуникацией. Такие люди настолько закрыты, что просто вступить в диалог им сложно, не говоря уже о выступлении на публике.
Выражать свои эмоции привыкли смайликами. Мысли привыкли сжимать до односложных фраз или даже до одного слова, да и их человеку проще набрать в мессенджере, нежели произнести. Преодолеть эти барьеры как раз и помогает вышеупомянутый метод: все присутствующие поставлены в одинаковые условия – нет зрителей, и все играют наравне с тобой. Поэтому начать играть намного легче. Понимание, что ты такой же, как все, окружающим так же тяжело, как и тебе, – даёт возможность легче перешагнуть барьер неуверенности и страха.
Немного истории
Такой способ «театральных» постановок использовался довольно широко со времён возникновения театра как такового. Если оставить за скобками мистерии, то по большому счёту, каждую любительскую постановку на начальном этапе можно отнести к модели «театр без зрителя». Ведь впервые собравшись, непрофессиональные актёры начинают работать без зрителя. Все участники, вознамерившиеся поставить какую-либо постановку, задействованы так или иначе на сцене. Зрителя нет. А постановка осуществляется.
Домашние, семейные инсценировки, домашние кукольные театры, вертепы, обрядовые действия традиционного крестьянского общества – родины, свадьба, похороны – где каждый присутствующий выполняет некую роль и т. д. – все эти действа совершаются непрофессионалами, и в них, по преимуществу, отсутствуют зрители.
Довольно широкую распространённость такой вид творчества получил в городской культуре и культуре высшего общества Российской империи. Также достаточно часто в дворянских семьях своими силами ставились домашние камерные спектакли.
Подвижники от педагогики, поставившие своей целью передать простому народу всё многообразие мировой культуры, в числе других методов, использовали и метод театральных постановок. С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, участники движения педагогических отрядов, И.П. Иванов и многие другие не могли пройти мимо этого действенного способа освоения мирового культурного наследия человечества.
Какова же цель
Цель уже была названа. Это освоение человеком мирового культурного наследия.
Способ
Личное участие человека в коллективной ролевой постановке какого-либо произведения.
Участники
Участником постановки может быть любой человек, умеющий читать. От ученика начальной школы до пенсионеров. Конечно, при выборе произведения, при распределении ролей следует учитывать возрастные психофизиологические особенности разных возрастов. Не стоит малолетних детей привлекать к участию в постановках не по возрасту, заставлять пожилых людей «порхать как бабочка» и т. д.
Место действия
Может быть любым. Отлично можно сыграть и на свежем воздухе, и в квартире, и на рабочем месте. Сцена, реквизит, зрительный зал, гардеробщицы совершенно не обязательны.
Что ставить
В каждой постановке, если в ней участвуют одни и те же люди, в обязательном порядке должно ставиться каждый раз новое произведение: эпос, сказка, былина, трагедия, комедия, притча, анекдот и т. д. Отличный способ начать – поставить сказку «Теремок» или «Репка» в разных жанрах (комедия, трагедия, хоррор, детектив, в стиле индийского кино, вестерна и т. п). О желающих более глубоко и плотно заниматься театральной деятельностью, о повторяемости постановок с регулярными актёрами и о недопустимости смешения форм касательно орг. модели «театр без зрителя» напишу в следующей заметке.
Сам процесс
Постараюсь описать некоторую общую канву построения спектакля для «театра без зрителя». Некоторый обобщённый план проведения мероприятия. Ни в коем случае не являющийся догмой. Призываю к творческой переработке этого плана для каждого конкретного случая.
Проведение мероприятия с большим количеством новичков в коллективе
Никто не знает заранее произведения, которое будет поставлено. Конечно, текст может оказаться кому-то знакомым, и в таком случае имеет смысл распределить основные роли между этими участниками постановки. Возможно, у кого-то из них есть желание сыграть конкретную роль. Может быть, кто-то даже учил текст. Имеет смысл дать им такую возможность.
Если таковых нет, можно устроить предварительный кастинг. Попросить подходящих по типажу актёров прочитать фрагмент текста. Предварительно разобрав с будущими актерами само произведение и персонажи. Их характеры, модели поведения, характерные жесты, мимику и т. п.
Разобрав роли и обсудив, хотя бы вкратце, характеры персонажей, можно начинать действо. Режиссёр помогает актёрам. Подсказывает, кто и когда выходит «на сцену», говорит, чья очередь произносить текст. Корректирует игру. Приходит на помощь в трудную минуту и предугадывает проблемы. В общем, руководит.
По окончании постановки полезно обсудить мероприятие. Выделить интересные моменты, удачные мизансцены, хорошую игру и т. д. Вообще, каждую удавшуюся «мелочь» следует отметить, дать положительную оценку. Негатив выявлять только в случае деструктивного поведения участников. И желательно делать это не на разборе, а во время постановки. Задача – поддержать и закрепить в участниках впечатление от успешности мероприятия и личных побед каждого над самим собой.
Договориться о продолжении.
Руководитель
Важнейшая, самая основная функция лежит на режиссёре. Именно от него на 90% зависит успешность мероприятия. Удастся ли ему зажечь интерес к театральному творчеству у «актёров», создать доверительную атмосферу. Не задавит ли он это самое творчество в зародыше, сможет ли раскрепостить участников. И захочет ли новичок продолжить, прийти на следующее мероприятие.
Сразу опишу распространённые ошибки, которые может допустить режиссёр.
Не стоит давить на новичков и давать им сложные, большие роли – можно отбить желание надолго, если не навсегда. Лучше дать совсем зажатому человеку малозначащую роль – например, роль слуги, дворника, члена оркестра, участника хора и т. п. – в которой либо вообще не будет слов, либо их будет мало. Это даст возможность войти в театральную жизнь и в коллектив постепенно, соразмерно возможностям. И зачастую именно эти стеснительные люди затем, через какое-то время, раскрываются и играют совершенно замечательно ведущие роли.
Если в конце представления вы устроите обсуждение, не нужно разводить долгий критический разбор игры актёров. Особенно это касается разбора игры новичков. Всё по тем же вышеизложенным причинам. Можно отбить желание играть навсегда.
Когда в группе много новых участников, в конце, после завершения постановки, более уместно, на мой взгляд, всех поблагодарить, поаплодировать друг другу. Всеми возможными способами укрепить в коллективе уверенность. Легко, ненавязчиво пошутить, вспомнить интересные моменты, те моменты, когда игра была хороша. Отметить активных и увлеченных. Закрепить положительные впечатления людей, преодолевших массу собственных слабостей. Преодолевших себя. Необходимо, чтобы человек ушёл окрылённый своим успехом. С приятными воспоминаниями о своей и общей победе. И захотел продолжить.
Бывает, руководитель, режиссёр как бы отстраняется от происходящего, предоставляя актёрам самим действовать. Это отрицательно сказывается на происходящем. У актёров часто возникает множество вопросов, ответы на которые помогают им лучше действовать. Возникают споры между актёрами, теряется атмосфера. Задача режиссёра держать постоянно «руку на пульсе» происходящего. Быть в центре событий. Корректировать деятельность актёров и помогать им лучше ориентироваться в ткани постановки.
Если кто-то принёс с собой реквизит для себя и других, нужно в обязательном порядке отметить это и поблагодарить участника за инициативу.
У «театра без зрителей» есть одна интереснейшая особенность. Эта особенность – неповторяемость. Неповторяемость происходящего во время постановки. Очень непростая и крайне чувствительная особенность. Непрофессиональность актёров, отсутствие зрителя дают иногда ошеломляющий результат. Люди раскрываются и творят. Перестают играть, а начинают жить ролью. Такой результат обычно бывает только у суперпрофессиональных актёров, коих крайне мало, особенно в наше время, и ещё – в «театре без зрителя». К сожалению, потом повторить такое вживание в роль любитель не сможет. И именно поэтому каждая постановка уникальна.
Итог
Если всё организовать правильно, если режиссёр будет душой болеть за происходящее и за людей, все участники получат отличный незабываемый опыт. Погрузятся с головой в произведение, увлекутся театральной деятельностью и поверят в себя.
Вполне возможно, что со временем соберётся некоторое количество людей, которые будут ходить на постановки регулярно и захотят более глубоко заниматься театром. Захотят перейти на следующий уровень сложности. Об этих людях и открывающихся перспективах продолжу в следующей заметке.
Александр Кульчицкий, РВС.