В День Победы люди чувствуют себя товарищами, а не волками. Интервью


Гелий Коржев. Поднимающий знамя. Триптих «Коммунисты» (центральная часть). 1960

В День Победы люди чувствуют свою солидарность с другими, свою неотчужденность, считает доктор экономических наук, директор Института социоэкономики Московского финансово-юридического университета, главный редактор журналов«Альтернативы» и «Вопросы политической экономии», профессор Московского финансово-юридического университета Александр Бузгалин.

В первой части интервью ИА Красная Весна он объяснил, почему коммунизм — это единственная сила, которая могла победить фашизм.

ИА Красная Весна: Вопрос по поводу Вашего отношения к победе в Великой Отечественной войне. Как Вы считаете, это главное, что скрепляет народ в России, или есть какие-то другие исторические события, сопоставимые по масштабам, которые скрепляют народ?

— Да, это событие скрепляет сейчас людей. И не только нас: тот же Бессмертный полк — это явление, которое захватило все страны мира. В Израиле, в Америке, в Германии — люди самых разных стран включаются в этот процесс. А еще наши товарищи по СССР: киргизы, украинцы, белорусы, казахи — самые разные народы и национальности.

Кстати, ведь победили тоже все. Героев Советского Союза среди представителей нерусских национальностей в процентном отношении где-то чуть меньше, а где-то даже больше, чем русских. И это не случайно: это была единая борьба. Что касается предателей среди тех или иных наций, то и среди русских, и среди украинцев, и среди чеченцев их хватало, где больше, где меньше. Но не будем уходить в эти детали.

Есть и другие события, которые скрепляют людей. Это не только победа в Великой Отечественной войне. Это еще и (а может быть — в первую очередь) Великая Октябрьская социалистическая революция. Сейчас это событие ушло в тень, но, я уверен, оно вернется. Это событие, которое изменило мир.

Октябрьская революция — это то событие, которое раскалывает людей на два лагеря.

Мы зачастую не понимаем, что произошло тогда, но мы живем в пространстве, которое стало реальностью благодаря социалистическому (а еще точнее — коммунистическому) драйву ХХ века. И чем сложнее ситуация, тем больше мы возвращаемся к этому событию.

Именно тогда социалистическая тенденция стала мощным общемировым слагаемым исторического процесса. Я подчеркиваю, в октябре семнадцатого года социализм начал побеждать не только в Российской империи. Эта волна пошла по всему миру, и она ослабла, но не исчезла даже в XXI веке.

Бесплатное здравоохранение, о котором мы сегодня столько говорим — это импульс социализма. Вообще говоря, бесплатные блага, которые все получают на равных основаниях — это и есть коммунизм даже, а не социализм.

Социализм — это когда распределение по труду. Хорошо работаешь — хорошая больничная койка, плохо работаешь — плохая больничная койка (да, я знаю, что в СССР были закрытые клиники, но это была деформация, а главный импульс бесплатного здравоохранения — это импульс социализма, коммунизма).

Консолидация может вести не только вперед, но и назад, даже в тупик

Сегодня, в условиях пандемии, выяснилось, что там, где есть высококачественное бесплатное здравоохранение и там, где есть плановая система, проблема борьбы с пандемией решается быстрее, эффективнее и с гораздо меньшими человеческими потерями. И это только один, хотя и наиболее актуальный, пример.

Вот почему Октябрьская революция — это то событие, которое нам еще предстоит оценить в полной мере. Впрочем, оно не соединяет всех, оно, скорее, раскалывает людей на два лагеря.

Те, кто старается по мере возможности своим талантом, работой, активностью двигать прогресс, двигать цивилизацию, идти, я не побоюсь этого слова, к коммунизму, хотя бы начиная с реформ, — эти люди стоят по одну сторону баррикад. Те, для кого главное — деньги, бюрократическая власть, то, что называется отчуждением, то, что в конечном итоге привело к власти фашизм, — эти силы выступают и борются против Октябрьской революции, против социалистической тенденции, они боятся ее, ненавидят ее.

Снять это противоречие архиважно. Но можно постараться это сделать, вытесняя его еще более глубоким. Такую попытку предпринял фашизм, не разрешив и не вытеснив, но усугубив противоречия капитализма.

Десятки лет руководство нашей страны нас активно интегрировало с Западом.

Точно также и консолидация может быть разная. В Германии в тридцатые годы после победы Гитлера тоже была «консолидация», но вокруг крайне реакционных практик и идей. Поэтому консолидация не может быть самоцелью. Консолидация может вести не только вперед, но и назад, даже в тупик или к преступлению целого народа.

В конечном итоге преступниками и стали некоторые народы. Точнее преступниками стали разные народы в той мере, в какой они поддержали фашизм, встали на сторону фашистов. В какой-то мере это захватило почти всех, но у одних это было почти исключение, а у других это было подавляющее большинство.

Поэтому консолидация — не самоцель, а средство для того, чтобы развивать прогресс. Более того, в ряде случаев именно противостояние в обществе, а не только консолидация может быть условием прогресса.

Например, в Германии накануне прихода Гитлера к власти — раскол на тех, кто поддерживал фашизм, и тех, кто боролся. Или в Италии в конце войны раскол на тех, кто поддерживал Муссолини, и тех, кто боролся против его диктатуры. Такими же были практики в Югославии и других странах. Эти противостояния раскалывали народ, нацию, но это было прогрессивным явлением по сравнению с консолидацией под пятой Гитлера.

ИА Красная Весна: Давайте вернемся к празднику Победы. Устраивает ли Вас, как празднуют День победы в современной России? Понятно, что нынешний год — особый случай. Но если посмотреть на предыдущие года. Если бы Вы могли, то что бы Вы изменили в этом?

— Отношение к действиям властей противоречиво. Да и отношение самих властей к Победе очень сильно менялось с девяностых годов к нулевым. В последние несколько лет усилилась та тенденция, которая обнаружилась после того, как Россия стала противостоять НАТО.

Потому что до 2008 года, примерно, мы были партнерами с НАТО, чуть ли не дружили. Руководство страны всячески ратовало за то, что мы должны во Всемирную торговую организацию войти. Хочу напомнить, десятки лет руководство нашей страны нас активно интегрировало с Западом.

И противостояние стало появляться, по сути дела, лишь в период Всемирного экономического кризиса 2008–2010 годов, когда даже российский капитал и высшая бюрократия (во всяком случае — их более мощная часть) поняли, что партнерство может привести к негативным результатам даже для них. Но это другая история.

Ренессанс Советского Союза это не возвращение, это шаг вперед.

В последние годы у этого праздника есть две стороны. Одна сторона вообще не связана с властью — это реальное объединение людей, которые чувствуют: День Победы — это то главное, что у них осталось для того, чтобы чувствовать себя людьми, товарищами, а не волками, рвущими друг у друга кусок из глотки в конкурентной среде офисов и гипермаркетов.

Отсюда искренняя солидарность и стремление к объединению. Во многом это, кстати, и не до конца осознанный «заказ» на ренессанс социализма. Посмотрите на комментарии к советским фильмам о войне, там не только огромное количество добрых слов о высоком художественном уровне этих произведений и значимости Победы, но и мощное требование ренессанса Советского Союза.

Кто-то пишет наивное — вернуть СССР. Кто-то понимает, что ренессанс — это не возвращение, точно так же, как ренессанс в Италии не был возвращением античной Греции, это был шаг вперед. Ренессанс СССР — это лозунг, обращенный в будущее, это стремление к новому социализму.

И это стремление дремлет в людях постоянно, но просыпается и проявляет себя наиболее ярко в День Победы. И тогда человек чувствует свою солидарность с другими, свою неотчужденность, способность на поступки, если не на подвиги. Это очень важно.

Мощь российского оружия лучше демонстрировать в другой день.

Власти же, по преимуществу, сводят празднование к возвеличиванию государства; прослеживается вектор, ориентированный на силу, на оружие. На мой взгляд, он на самом деле лишний.

В эти дни, по-моему, важнее было бы показывать единение людей. Военный парад? — да. Красивый, благородный, с памятью обо всем том, что произошло, с памятью о тех, кто победил, о войсковых соединениях, которые совершали эти подвиги, о партизанах, и подпольщиках, о тружениках тыла и об оружии победы. Вот такой парад абсолютно необходим!

А если вы хотите показать, что у нас есть современное оружие, — устройте красивый парад в день Красной армии. Это будет логично. Мы сильны, мы никому не угрожаем, но у нас есть, чем защищать нашу страну. Как говорится: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей — вершка не отдадим!».

Наши предки, воевавшие на фронте и работавшие в тылу, не дадут соврать.

А еще очень странно выглядит драпировка Мавзолея. Это, конечно, «мелочь», но слово «мелочь» я бы взял в кавычки. Это очень символический шаг. Это попытка зачеркнуть социалистическую сторону праздника. А она абсолютно важна.

Сегодня вы не услышите многое из того, что было правдой того времени. Прежде всего — слова «Коммунисты, вперед!», которые тогда были правдой.

Можно сказать, что верховное командование ело лучше, чем рядовые бойцы. Можно еще что-нибудь придумать на эту тему. Но у меня воевали деды, моя мама работала в 10-12-14 лет на заводе, потом в госпитале, отец в деревне в сельском хозяйстве работал мальчишкой, у моей жены отец пошел на фронт мальчишкой. Эти люди не дадут соврать. Да, были всякие, но лозунг «Коммунисты, вперед!» был правдой.

ИА Красная Весна: Как Вы считаете, есть ли у праздника День Победы будущее? Может ли его значение измениться — и в какую сторону?

— Да, конечно, но этот праздник должен стать более красным. Алым. Потому что для этого есть основания. Не только те, о которых я сейчас говорил. Но, и те, что вопреки всему есть в наших людях и сегодня.

Понимаете, и тогда, когда люди шли в 12 лет к станку, умирали от усталости в госпитале, и сегодня, когда студенты идут в коронавирусные больницы — это коммунистический поступок.

Коммунизм — это же не абстракция. Это реальная совместная солидарная деятельность, гуманистически направленная и совершаемая не во имя какой-либо выгоды, денежной или карьерной, не во имя власти.

Вот, если очень коротко, что такое коммунизм: свободная ассоциация развивающихся совместно в этой ассоциации людей. Поэтому всякий раз, когда мы действуем свободно, солидарно и во имя общего блага — это коммунизм.

Импульс нашей Победы еще силен в России и на территории бывшего Советского Союза.

Вот этот красный импульс, он важен. И я уверен: красный драйв Победы должен и будет развиваться.

Еще один такой же драйв, посыл Победы — это интернационализм, о котором мы уже упоминали. Сегодня мир предельно расколот в силу разных причин.

В Российской Федерации, в Белоруссии, в меньшей степени в других подпространствах Советского Союза импульс нашей Победы силен, в других странах он трансформирован: где-то деформирован, а где-то вообще извращен в прямо противоположный. Это чревато глубокими противоречиями.

То, что есть такое извращение, то, что есть деформация, — это неслучайно. Еще накануне пандемии мир стоял на рубеже глубокого финансового и социально-экономического кризиса. Понимаете, даже такие люди, как Караганов — либерал, умный, серьезный либерал-международник — не раз и не два повторял на протяжении последних лет, что модель капитализма, который сейчас есть, себя исчерпала и чревата мировой войной.

«Демократия крылатых ракет» — все тот же передел мира военными методами.

Единственное, что останавливает — это наличие ядерных боезапасов, способных уничтожить человечество даже без всякой доставки. Кстати, это нам всем надо помнить: какие бы не создавались противоракетные системы, взорвав все термоядерные заряды, которые у нас есть, мы уничтожим человечество. И если американцы взорвут все, что они хотят, на нашей территории, они себя уничтожат точно также, как и нас. Может, немножко позже и более мучительно — вот и вся разница.

Тогда, 75 лет назад, победив во Второй мировой войне, антифашисты дали мощный толчок к тому, чтобы остановить мировые войны. А сегодня власть предержащие вновь готовятся к войнам. И это неслучайно: войны органичны для позднего капитализма.

Борьба за передел мира военными методами тогда, когда не хватает арсенала финансовых, идеологических, технологических, — это закономерность капитализма. Не получается подчинить финансово, не получается подчинить технологически, не подчиняются окончательному оболваниванию ни идеологически, ни культурно — тогда давай вперед продвинем наш капитал при помощи «демократии крылатых ракет».

Поэтому интернационалистский импульс, который пока не так силен, объективно предельно востребован.

Новый фашизм может привести к порабощению, еще более тотальному, жесткому и даже жестокому.

Сегодня мир стоит на грани поворота к фашизму. Возможно в новом обличии, более подходящем для XXI века, но фашизму.

Более того, этот «новый» фашизм может вести к порабощению, еще более тотальному, жесткому и даже жестокому. Причина хорошо известна: созданы необходимые для этого технологические возможности — контроля, подчинения, манипулирования, прямого насилия в глобальных масштабах.

Угроза фашизма сейчас как никогда велика. Поэтому, пожалуй, главное, что нам всем надо извлечь в качестве урока из прошлого: заигрывание с фашизмом ведет к гибели, в том числе тех, кто его порождает.

Ведь в конечном итоге от фашизма пострадал, проиграл не только народ, но и капитал Германии, Италии и так далее, хотя и в гораздо меньшей степени, чем народ. Вообще капитал проиграл.

Сегодня многие капиталисты стремятся прежде всего сохранить свои прибыли, в том числе за счет усугубления ситуации.

На Востоке победила мировая социалистическая система, которая стала много мощнее. На Западе победили тенденции социализации, которые ограничивали рынок и капитал. Но цена была заплачена неимоверная.

Еще раз: очень важно понять, что фашизм, расизм, национализм, использование насилия для подчинения человека — это те методы, те формы, которые поедают тех, кто их породил, своих родителей. И когда капитал стремится выходить из кризиса за счет фашистских форм и методов, это ведет к трагическим последствиям для всех.

И о злобе дня — о пандемии. Сегодня многие собственники капитала стремятся прежде всего сохранить свои прибыли, в том числе за счет усугубления ситуации или, как минимум, отказываясь серьезно вкладываться в ее решение. Но они не понимают, что, пытаясь нажиться на мировой беде, они рубят сук, на котором сидим мы все. Что в конечном итоге они проигрывают вместе со всем человечеством.

И самое главное: поздравляю с праздником — с Днем Победы! С днем нашей победы!

Источник