В какую сторону преображается культура на фоне COVID-19 — интервью

Антонина Ржевская. Музыка.1902-1903
Ежедневные пресс-конференции о числе новых зараженных COVID-19 стали повсеместной нормой. 27 октября Роспотребнадзор ввел новые ограничения, запретив находиться в общественных местах без маски.

COVID-19 меняет мир и людей. Изменения затрагивают все сферы социальной жизни. Одной из тонких и хрупких сфер является культурная жизнь. В особенности такие проявления классической культуры, как музыка, театр, танцевальное искусство.

Что происходит в культуре и с культурой? После концерта корреспондент ИА Красная Весна взял интервью у артистки Белгородской филармонии, концертмейстера группы вторых скрипок симфонического оркестра Дианы Хегай.

Белгородская филармония
Изображение: © ИА Красная Весна

ИА Красная Весна: Диана, что происходит с культурой? Очевидно, что она не могла не ощутить на себе влияние коронавирусной болезни, но каково это влияние? Не будет ли это влияние разрушительным?

— Та культура, которая составляет национальное достояние, преображается. Что касается отношения людей к культурным ценностям, таким как классическая литература, живопись, музыка, — всё это привлекло больший интерес. Люди, находясь в изоляции, стали больше уделять внимание саморазвитию, появилось больше времени для чтения, слушания музыки, просмотра живописи. Но… в интернете!

А что же культурные площадки? Они также вышли на новый уровень развития. Теперь стали популярны онлайн-выставки, концерты, цирковые представления. Артисты стали выкладывать видео личных творческих проектов на интернет-платформах. И здесь начинается новая тема — цензура. Ее просто нет.

Массовый зритель принимает за чистую монету любой качественно снятый ролик. А большое количество набранных «лайков» ещё не означает, что мы имеем дело с явлением культуры. Вот тут-то культура пострадала. Я считаю, что очень не хватает в интернете пропаганды культурных порталов.

Второй момент, который однозначно отрицательно сказался на всех культурных площадках, — потеря «живого» зрителя. Это настоящая трагедия артиста эпохи COVID-19 — не видеть глаза публики!

Публика попросту боится ходить на массовые развлекательные представления. Многие стараются лишний раз вообще не выходить из дома. Это в основном люди в возрасте, относящиеся к зоне риска. А именно они составляют основную часть нашей аудитории, если говорить о концертах классической музыки.

ИА Красная Весна: Что делают у нас в Белгороде, чтобы культурная жизнь не прекращалась?

— Белгородская филармония делает всё, чтобы привлечь зрителя в концертный зал, несмотря на продолжение распространения инфекции. Действуют правила обязательного ношения масок, проводится санобработка помещений, в доступе антисептические средства для обработки рук.

Нам, музыкантам симфонического оркестра, сейчас из-за COVID-19 приходится менять некоторые устоявшиеся традиции. Так, например, изменилась рассадка струнников, для соблюдения дистанции.

Раньше за пюпитром сидели два музыканта, один из которых выполнял функцию помощника. В случае переворота страницы, например, он должен был прекратить игру и перевернуть страницу, чтобы другой музыкант не отвлекался и музыка не прерывалась. Также помощнику отводилась задача делать пометки в нотах, записывать пожелания дирижера. Сейчас каждый струнник сидит за отдельным пюпитром и должен совмещать обязанности ответственного и помощника, что усложняет работу.

Концерт «Однажды в круизе»
Изображение: © ИА Красная Весна

Есть ещё и такой фактор, когда музыкант заболевает и заменить его некем. В таком случае концерт отменяется или переносится на неопределенное время. Репетиции требуют большой отдачи, энергетической и временной. А в случае переноса концерта нужно начинать репетиции с начала. И нельзя сказать, что музыканты этому рады. Ведь дополнительные репетиции не оплачиваются отдельно.

Артисты духовых инструментов не могут работать в маске, да и струнникам это доставляет неудобство. Наша профессия напрямую связана с дыханием. В помещении необходим свежий воздух, регулярное проветривание. Конечно, мы вынуждены соблюдать правила Роспотребнадзора и надевать маску, но не во время исполнения музыкального произведения. Если музыканта заставить играть в маске симфонию, которая длится по времени 30–40 минут, то вполне может случиться обморок или сердечный приступ. Так что соблюдение безопасной дистанции — самая адекватная мера.

Но для того, чтобы культурная жизнь не прекращалась, порой артисты жертвуют собой. Невзирая на самочувствие, музыканты готовы сыграть концерт, только бы он состоялся.

ИА Красная Весна: Диана, что вы думаете о роли культуры в эпоху COVID-19? Нужна нам классическая культура или, может, можно переждать, сосредоточиться на сохранении здоровья?

— Роль культуры в государстве так же важна, как и роль экономики. Культура определяет развитость государства, его статус. Но, в отличие от экономики, на ней нельзя заработать дивиденды. И вложения в эту область «окупают» себя только тогда, когда нация становится культурно образованной. Губернатор Белгородской области за годы своего правления сделал большой вклад в развитие культуры. Хочется верить, что ни его уход с поста губернатора, ни COVID-19 не смогут помешать процветанию культуры в нашем регионе.

Ни одна самая качественно сделанная запись, ни один онлайн-концерт не передадут ту ценную энергетику артистов, которая рождается и живет только на сцене, здесь и сейчас. То живое звучание, которое не передаст ни один микрофон. То, ради чего существует наша профессия, наши уникальные музыкальные инструменты!

Во время Великой Отечественной войны артисты поддерживали боевой дух бойцов, выезжали на линию фронта и выступали при любых условиях. Не исключение для культуры и эпоха ковида. Как и тогда, артисты готовы нести своим творчеством добро и позитив. Готовы поднимать дух отчаявшихся и заболевших лучшими произведениями композиторов со всего мира.

Источник ИА Красная Весна