В Министерстве просвещения советуют родителям увязнуть в соцсетях вместе с ребенком, потому что иное не дано

Минпросвещения на днях выпустило интереснейший документ под названием «Методические рекомендации для несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, наглядные информационные материалы по безопасному использованию сети „Интернет‟ в целях предотвращения преступлений, совершаемых с ее использованием, как самими несовершеннолетними, так и в отношении них».

Что ж, сам факт озабоченности чиновников от образования вопросом опасности интернета для детей не может не радовать. Возникает почти уже крамольная мысль: неужели они наконец-то прислушались к предостережениям многочисленных экспертов: психологов, педагогов, медиков, юристов, информ-безопасников и других общественных деятелей, стоящих на защите семьи? Посмотрим.

Начинают авторы методички за здравие. Они приводят статистические данные о явно существующей проблеме интернет-зависимости: «Более 70 % детей не могут обходиться без смартфона, к 16-18 годам процент увеличивается до 85%. Около 1/3 детей проводят
свое время с телефоном всё свободное время»
(так в документе), и другие обоснования. Признают и опасности, которым подвержен зависающий в соцсетях ребенок. Но уже здесь к реальным угрозам — вовлечению в опасные группы и движения, травле, домогательству и педофилии, завладению личной информацией с целью шантажа, зависимости от социальных сетей и сетевых игр, онлайн-казино, доступности материалов «для взрослых» — добавлены вызывающие вопросы  «кража паролей/аккаунтов в социальных сетях или играх», «фишинг (создание сайтов-двойников с целью наживы во время покупки товаров или услуг)», «нежелательные покупки и многое другое». Видимо, Минпросвещения считает, что безопасность будет обеспечена, только если дети будут контролировать свои аккаунты в играх (то есть будут иметь возможность использовать их по целевому назначению), и совершать только желательные покупки на настоящих сайтах одобренных просветителями экосистем и платформ. Кажется, забота о безопасности детей тут начинает странным образом смешиваться с заботой о безопасности кошелька тех, кто извлекает прибыль из запихивания детей в онлайн.

Дальше — больше. Пособие для родителей адекватно описывает, как подростков вовлекают в суицидальные «игры» по типу «Синего кита», в сообщества школьных расстрелов, криминала и наркомании, и учит распознавать признаки этих губительных занятий. Хорошо же? Но давайте посмотрим, как при этом авторы внушают обеспокоенному родителю, увидевшему эти признаки опасности в поведении ребенка, что разрывать пуповину между «жизнью онлайн» и остальной жизнью чада нельзя ни в коем случае.

«Надо признать, что мы уже вошли в эпоху цифровизации и наша обычная, реальная, повседневная жизнь практически в полной мере интегрирована с искусственной информационной системой», — из «Введения».

«В течение последних лет развитие интернета шло стремительно: от информационной системы, аккумулирующей данные и выдающей их в соответствии с запросами, до сложнейшей структуры, самостоятельно формирующей запросы, потребности и цели, и обладающей практически безграничными возможностями влияния на пользователя, становясь симулятором человеческой психики», — оттуда же.

«Интернет пронизывает и личную жизнь подростка: здесь они знакомятся, общаются, переживают яркие и драматические моменты. Противостоять технологическому прогрессу невозможно, поэтому необходимо выработать и освоить правила, по которым существование в интернет-пространстве будет безопасным и эффективным для подрастающего поколения», — из раздела «Риски для несовершеннолетних в сети „Интернет‟».

«Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет-рисками, родителям необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является участие родителей в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, „онлайн-мир‟ ребенка», — из раздела «Как вести себя родителям, чтобы обезопасить своего ребенка от рисков в социальных сетях?», выделение наше.

«Не уменьшайте важность интернета и других передовых технологий. Это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать», — из того же раздела, выделение наше.

Какой же родитель, начитавшись этого, захочет быть ретроградом и луддитом и мешать ребенку жить в соцсетях?

Кстати, согласитесь, странно смотрится правдивое перечисление опасностей интернета по соседству с мантрой «он не плохой, и не хороший, его не избежать». Так плохой или нет является для ребенка среда, в которой можно стать жертвой педофила, подвергнуться травле, или присоединиться к группам сатанистов?

Сами авторы методических указаний считают, что всё в порядке, если научить ребенка «„ходить‟ и по сети „интернет‟ — уверенно и спокойно, понимая и осознавая все риски», как мы учим его ходить по земле. И вот здесь возникает важнейшая фигура умолчания: осознавать риски можно, только если человек может оценить новую информацию, которую он обнаружил, в своей системе нравственных координат, и увидеть соответствие этой информации чему-то плохому. В известном стихотворении Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» крошка-сын просит отца указать нравственные ориентиры, потому что личность ребенка еще только формируется. Воспитательная функция родителя и заключается в том, чтобы выстроить этот моральный каркас ребенка, а не просто научить его навыкам типа «используй веб-камеру только в разговоре с друзьями».

Так давайте посмотрим, как родительская методичка советует осуществлять свою воспитательную функцию. Пособие рекомендует НЕ осуждать в разговоре с ребенком:
современные технологии и интернет; игры и их производителей; друзей ребенка и других детей; школу.

Понятно? Не надо осуждать друзей ребенка, если они распробовали алкоголь или ругаются матом. Не надо осуждать игры, что бы в них ни заложили разработчики, которых тоже не надо осуждать. Не надо осуждать школу, если в ней вымуштрованные администрацией и замученные отчетностью, несчастные учителя-полуроботы, боящиеся любой жалобы родителей, не прекращают разгула детей-хулиганов на уроках. И уж никак нельзя зарождать в ребенке сомнения в благости интернета, а то, поди, еще начнет от него отрываться.

При этом стоит признать, министерские писатели пытаются соблюсти некоторые приличия и в качестве возможных мер дают рекомендации о сокращении бесконтрольного использования ребенком интернета. Конечно, выход в онлайн по расписанию, строго на определенное время и для совершения заранее спланированных действий лучше, чем вседозволенность. Но и здесь маска якобы озабоченных безопасностью детей добряков держится плохо, стоит только посмотреть, что именно должны делать, по мнению авторов, родители, чтобы наладить диалог с отдалившимся от них ребенком.

1) «Попросите его/ее (ребенка — примечание РВС) показать Вам, что ему/ей нравится в сети „Интернет‟».

2) «Проявляйте уважение к их (детей — примечание РВС) интересам».

3) «Просите, чтобы они (дети — примечание РВС) показали Вам, как это работает».

4) «Если Вы готовы, играйте онлайн со своим ребенком. Пусть он/она научат Вас».

Соединим это с советом не осуждать интернет и увидим, что родителю оставлен только один путь — одобрять зависимость ребенка и усиливать ее. Ведь родитель для ребенка — непререкаемый авторитет и источник знаний о допустимом и недопустимом. Если уж сами папа или мама, боги и цари детского мира, находятся с ребенком в соцсети или игре, то ребенок будет впитывать оттуда всё, что найдет, что бы ни объясняли ему про «обход плохих участков». Просто так работает детская психика: то, в чем участвует взрослый, тем более родитель — крайне желанно и не воспринимается как запретное.

Понимая это, сами авторы стыдливо признаются: «Это может показаться отталкивающим, или склоняющим к интернет-зависимости, но это также может быть каналом для начала диалога с ребенком. Ведь Вы как взрослый можете установить время для игры, можете объяснять все опасности и трудности, поджидающие играющего в интернете, а, значит, можете контролировать и учить этому ребенка!» Радуйтесь, мамы и папы! Вы сами будете формировать зависимость, под своим контролем и своими руками.

Ну, а что же реальная, оффлайн-жизнь? Известно, что практикующие психологи для преодоления интернет-зависимости всегда рекомендуют заниматься чем-нибудь коллективным и вызывающим эмоции «в реале», например, прыжками с парашютом, танцами и т. п. Что ж. Наши «просветители», судя по всему, скрепя сердце говорят нам: «Предлагайте оффлайновые действия, которые могут быть интересны (детям — примечание РВС)»… но только как дополнение к онлайн-жизни, а ни в коем случае не вместо нее!»

Думаем, сказано уже достаточно, чтобы подытожить: Министерство просвещения продолжает активно заталкивать детей в социальные сети. Не сумев, видимо, убедить родителей, что это нужно для образования и развития творческих способностей ребенка, реформаторы зашли с другой стороны и пытаются обосновать участие родителей в переселении ребенка в «онлайн» заботой о его безопасности. При этом у родителя отнимается воспитательная функция, так как ему пока не рекомендуют (а потом и запретят, во имя борьбы с «психологическим насилием») критически оценивать информацию, с которой сталкивается ребенок, а рекомендуют одобрять его вредные увлечения. Передается же эта функция, понятно, соцсетям и «правильным» платформам и экосистемам.

Давид Салинжаров, РВС.

Категория: