Ухудшение здоровья, образования, а также снижения уровня профессиональных навыков вызывало потери 0,5% ВВП в год до начала СВО, заявила ведущий эксперт института «Центр развития» ВШЭ Дарья Авдеева.
Авдеева предлагает использовать не традиционные показатели качества труда, которые использует Минэкономразвития, а "индекс человеческого капитала". По ее мнению, обмен знаниями между людьми, благодаря которому повышается производительность всех работников проиходит "за счет человеческого капитала".
"От доступного человеческого капитала зависят инвестиционные решения фирм и, таким образом, накопление физического капитала", – пишет Авдеева.
Комментарий РВС
Словосочетание «человеческий капитал» выглядит очень странно: «капитал» относится к торговле и бухгалтерии, а понятие «человек» — к гуманитарной сфере.
Очевидно, что люди, использующие этот термин, не имеют в виду денежные накопления всего человечества. Они говорят «человеческий капитал», обсуждая уровень развития человека и производительность труда.
Действительно, эти две характеристики взаимосвязаны: чем более образован и развит человек, тем он эффективнее может применять свои знания в производственном процессе.
Между тем в современном мире на развитии человека поставлен крест и поэтому отношение к индивиду абсолютно бездушное.
Человек воспринимается только как производственная единица, характеризуемая совокупностью экономических параметров, чему весьма соответствует понятие «человеческий капитал».
Именно им стараются оперировать российские экономисты, относящие себя к авангарду интеллектуалов, к каковому, несомненно, причисляют также себя ученые из самого прозападного вуза — ВШЭ.
Наши «передовики» пришли к весьма прискорбному выводу, о чем и не преминули сообщить: снижение качества «человеческого капитала» начало тормозить экономику РФ.
По их мнению, этому весьма способствовала высокая смертность людей старшего возраста из-за пандемии, снижение уровня образования и «утечка мозгов» за рубеж.
Понятно, что потеря наиболее опытных и продуктивных кадров отрицательно сказалась на экономике страны.
По сути, исследование экономистов ВШЭ показало, что прозападные реформы в образовании привели к снижению потенциала страны: старшее поколение, получившее образование в СССР, уходит, а молодежь, получившая образование в РФ, не может их заместить.
Другими словами, ставка на «грамотного потребителя» дала свой результат. Казалось бы, впору бить в колокола и ставить вопрос о необходимости всестороннего развития человека, но в ВШЭ мыслят иначе — там считают, что для повышения качества «человеческого капитала» необходимо продлить финансирование принятых нацпроектов, а также продолжить цифровизацию экономики.
То есть продолжить тот разрушительный курс, который уже подвел страну к кадровой катастрофе.