Влияние НКО на семейную политику в России на примере Нижегородского женского кризисного центра

Граждан убеждают, что семья — это опасное закрытое место, для предотвращения преступлений в котором необходимо раннее профилактическое вмешательство. Вмешательство должно осуществляться в рамках межведомственного взаимодействия, то есть тотально.

Прекрасно, что в России существуют организации, оказывающие помощь жертвам насилия. Невероятно важно поддержать человека в кризисный момент, выслушать его, помочь найти выход из беды, которая для многих покажется его личной проблемой. Замечательно, что есть специалисты, оказывающие данную помощь. И как люди, неравнодушные к состоянию российского общества, мы благодарны таким специалистам за их работу.
 
Но, увы, даже в такой благородной деятельности могут содержаться серьезные угрозы для семьи и общества, а также наблюдаться странные связи как с НКО, выполняющими роль иностранного агента, так и с международными организациями напрямую, основная цель которых — навязывание российскому обществу и представителям власти западных подходов и взглядов на политику в сфере семьи и детства.
 
В настоящем докладе речь пойдет о Нижегородском женском кризисном центре (НЖКЦ), специализирующемся на проблеме домашнего насилия.
 
С 2016 года в городах Нижегородской области НЖКЦ проводит круглые столы на тему межведомственного взаимодействия в профилактической работе по предотвращению насилия в семье. В мероприятиях принимают участие представители МВД, департаментов образования, здравоохранения, отдела опеки и попечительства, КДН и т. д.
 
Отметим, что в России уже известны случаи, когда межведомственное взаимодействие выливается в организованный тотальный контроль над семьей со стороны вышеперечисленных ведомств и учреждений (см. «Итоговый альтернативный доклад» президенту от «РВС»).
 
В резолюции одного из круглых столов указано на необходимость внедрения стандартов межведомственного взаимодействия для вмешательства в ситуации домашнего насилия. Резолюция утверждает, что современное законодательство рассматривает область защиты семьи закрытой, тем самым ограничивая деятельность учреждений на этапе общей профилактики кризиса семьи и этапе вмешательства в ситуации насилия. Резолюция заявляет о необходимости принятия законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия», продвижение которого было приостановлено в конце 2016 года.
 
В начале ноября по инициативе адвоката Мари Давтян, создателя сети взаимопомощи женщин «Проект W» Алены Поповой и других правозащитников был открыт сайт domesticviolence.ru в поддержку кампании за принятие данного законопроекта. Сообщая об этом на своих страницах в социальных сетях, НЖКЦ ссылается на любопытную статистику по домашнему насилию в России и на прочие данные, указанные на сайте. Согласно им, в большинстве стран мира в отличие от нашей страны такой закон есть, а сама Россия входит в число 18 стран, чьи законы хуже всего защищают женщин от насилия. Отдельным негативным моментом представлена «декриминализация побоев в семье» в начале 2017 года (что на самом деле являлось изъятием из УК РФ скандальных антисемейных поправок, вносящих родство в категорию отягчающих обстоятельств наряду с экстремизмом, расизмом и хулиганством).
 
В качестве главного аргумента за принятие закона о семейно-бытовом насилии приводится некая статистика, цель которой — отразить ужасающее положение женщин в российских семьях. Согласно представленной статистике, в России от домашнего насилия за год пострадало более 16 млн женщин (это 20 % от женского населения страны, включая стариков и детей до 1 года, т. е. каждая пятая жительница России). 38 % женщин в стране подвергаются в своих семьях так называемому вербальному насилию. Утверждается, что семья опаснее для женщины, чем любая другая среда, поскольку вероятность стать жертвой насилия в своей семье выше, чем вне ее. См. рис. 4
Рис. 4. «Некая статистика, цель которой — отразить ужасающее положение женщин в российских семьях»
 
Иными словами, говорится, что семья — это опасное закрытое место, для предотвращения преступлений в котором необходимо раннее профилактическое вмешательство. Вмешательство должно осуществляться в рамках межведомственного взаимодействия, то есть тотально.
 
Однако реальная ситуация выглядит иначе. Согласно данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, общее количество зарегистрированных преступлений за 2016 год по всем составам УК РФ составляет всего 2 160 063 преступлений. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации за 2016 год дает общую цифру в 740 380 осужденных по всем составам УК РФ, включая 110 425 осужденных по статьям главы 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья», а также 7 566 осужденных по статьям главы 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности». Суммарно получается 117 566 осужденных по тем статьям УК РФ, куда может быть отнесено «домашнее насилие». Что сильно отличается от цифр, тиражируемых различными кризисными центрами.
 
Сторонники принятия законопроекта о домашнем насилии объясняют такую разницу тем, что насилие в семье носит «латентный» (то есть скрытый) характер. Но насколько скрытым оно должно быть, чтобы «16 миллионов» случаев на практике превращались в 117 566? Тем более, что из этих дел лишь часть относится к насилию в семье.
 
Перейдем к рассмотрению самого Нижегородского женского кризисного центра. Центр открылся в 2003 году при поддержке Нижегородского отделения Общероссийского общественного движения женщин России. Учредителями Движения женщин России являются член Совета Федерации Екатерина Лахова, а также социолог Светлана Айвазова.
 
Одним из руководителей НЖКЦ является Анастасия Е. Никоим образом не подвергая сомнению ее человеческие и профессиональные качества, нельзя не обратить внимание на отдельные детали ее биографии. Анастасия Е. в 1993 году закончила Нижегородскую государственную медицинскую академию, работала в «Детском диагностическом центре».
 
С 2000 по 2001 годы она обучалась по программе «Молодые лидеры» «Совета по международным исследованиям и обменам» (The International Research and Exchange Board, IREX). На официальной странице Совета указано, что программа «Молодые лидеры» — это программа отдела образовательных и культурных программ Госдепартамента США, которая финансировалась в рамках «Акта в поддержку свободы» и координировалась IREX c 1999 по 2005 гг. Отмечается, что «по окончании программы российские участники вернулись в свои регионы и, работая в общественных, государственных и коммерческих структурах, продолжают вносить свой вклад в развитие гражданского общества в России с учетом тех знаний и опыта, которые они получили во время учебы и стажировки в США».
 
В 2003 году Е. начала работать в НЖКЦ, с 2005 по 2006 год училась в Университете Нью-Йорка по направлению социальной работы.
 
В 2005 году Анастасия Е. присоединилась к обращению правозащитницы Людмилы Алексеевой и других представителей российских неправительственных НКО против «ужесточения контроля над гражданским обществом». В числе подписантов от Нижегородской области числятся представители «Общества российско-чеченской дружбы» (в 2006 году признана экстремистской организацией), «Комитета против пыток» (в 2015 году признан иностранным агентом), «Экоцентра «Дронт» (в 2016 году признан иностранным агентом).
 
С 2003 по 2010 год Анастасия Е. занимала пост заместителя председателя Нижегородского отделения Общероссийского общественного движения женщин России.
 
В 2010 году в Нью-Йорке Анастасия Е. вместе с психологом Дианой З. и директором центра «Анна» Матильдой Р. в качестве экспертов принимают участие в работе Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (The Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women, CEDAW).
 
Перейдем к рассмотрению тех сторон деятельности НЖКЦ, которые вызывают некоторые опасения.
 
Среди заявленных целей и задач НЖКЦ значатся такие, как «изменение общественного сознания по проблемам домашнего и сексуального насилия с целью их предотвращения»; «проведение тренингов, семинаров, круглых столов для работников правоохранительных органов по проблемам домашнего и сексуального насилия с целью объединения усилий различных ведомств»; «проведение встреч с представителями СМИ, круглых столов, тренингов с целью правильного освещения событий и ситуаций домашнего и сексуального насилия». Отдельного внимания заслуживает следующий пункт: «Проведение встреч с представителями Администрации Нижнего Новгорода, Нижегородской области, Приволжского Федерального Округа, Законодательного Собрания Нижегородской области с целью лоббирования интересов Нижегородского Женского Кризисного Центра, осуществления совместных усилий по внедрению законопроектов, касающихся проблем защиты женщин и детей, гендерного равенства, проблем домашнего и сексуального насилия».
 
Учитывая указанную выше подготовку одного из руководителей НЖКЦ, несложно догадаться, в каком направлении осуществляются попытки по изменению местного законодательства. Оно изменяется в направлении западных подходов и взглядов на проблему домашнего насилия. Впрочем, об этом Анастасия Е. заявляет публично. В 2010 году в ходе поездки в Комитет ООН она отмечала, что многому научилась в Соединенных Штатах, и что многое должно быть перенесено в Россию: «Многое из того, что я открыла для себя здесь, мне захотелось внедрить в своем городе. Конечно, требуется адаптация для нашей ментальности, нашего общества, но все равно базовые теории и исследования, проведенные здесь, очень пригодились».
 
В 2011 году поддержку кризисному центру оказала международная организация Vital Voices, основанная в 1997 году в США бывшим госсекретарем Мадлен Олбрайт и на тот момент первой леди Хиллари Клинтон. Главной заявленной целью Vital Voices было содействие улучшению положения женщин в третьих странах в качестве элемента внешней политики США.
 
Vital Voices поддержала проект НЖКЦ, «в рамках которого прошел ряд круглых столов для представителей правоохранительных органов, судебной системы, социальной защиты, здравоохранения, общественных организаций и местного самоуправления, на которых обсуждалась проблема домашнего насилия в регионе. Была создана и начала свою работу межведомственная комиссия по профилактике насилия в семье на базе координационного совета по вопросам помощи семье и детям министерства социальной политики Нижегородской области».
 
НЖКЦ тесно сотрудничает с уже упомянутым центром «Анна», признанным иностранным агентом. В 2008–2010 годах центры совместно отбирали студентов нижегородских вузов для стажировки в Австрии, где они знакомились с работой по защите прав пострадавших от домашнего насилия. В 2012 году в рамках данного сотрудничества при поддержке Европейской комиссии «был подготовлен региональный доклад о проблеме домашнего насилия, который был представлен органам исполнительной и законодательной власти, местному самоуправлению, общественным организациям, представителям научного сообщества города Нижнего Новгорода». Специалисты НЖКЦ являются консультантами всероссийского телефона доверия для женщин, который поддерживает центр «Анна».
 
Среди реализованных проектов указан «Проект по созданию сети деинституализации сиротских учреждений», реализованный в 2009 году совместно с российско-британской организацией Everychild.
 
Таким образом, в России и в частности в Нижегородской области существуют некоммерческие организации, чья деятельность, необходимая и полезная для российского общества, сопровождается элементами, таящими в себе реальные угрозы. В частности, это касается навязывания представителям органов опеки, правоохранительных органов, муниципалитетов, законодателей и не только, западных подходов и взглядов на семейную политику. А также открытого лоббирования собственных интересов, являющихся продолжением интересов иностранных организаций, в т. ч. правительственных.
 
Можно со всей уверенностью утверждать, что подобные НКО, осуществляя отчасти благородную деятельность разной направленности, одновременно с этим являются инструментами влияния иностранных государств на российское общество, а также на органы исполнительной и законодательной власти.
 
Никита Барабаш, РВС.