Волк в овечьей шкуре. Как Солженицын бил по православию


Солженицын с американскими сенаторами, 1975 год

Солженицына часто представляют как проповедника, живущего "не по лжи", как стоика, пострадавшего за свои убеждения. Для многих православных такой образ был очень близок. Через этот фальшивый образ ядовитые идеи, которыми напитывал общество Солженицын в своих произведениях, проникали в души людей, делая свое черное дело. Однако следовало бы разобраться, а так ли уж было ли близко православное христианство Солженицыну, нет ли и здесь червоточины.

Читаем, к примеру, вот такой фрагмент из романа "В круге первом":
"Ты не зря восхищаешься средневековыми бандитами! Ты - типичный конквистадор!
— Ты мне льстишь! -- откинулся Сологдин, красуясь.
— Льщу? Ужас, ужас! -- Рубин запустил пальцы обеих рук в свои редеющие
волосы. — Глеб, ты слышишь? Скажи ему: всегда он в позе! Надоела его поза! Вечно он корчит Александра Невского!
— А вот это мне — совсем не лестно!
— То есть как?
— Александр Невский для меня — совсем не герой. И не святой. Так что это — не похвала.
Рубин стих и недоумело переглянулся с Нержиным.
— Чем же ето тебе не угодил Александр Невский? — спросил Глеб.
— Тем, что он не допустил рыцарей в Азию, католичество — в Россию! Тем, что он был против Европы! — ещё тяжело дышал, ещё бушевал Сологдин.
— Это что-то ново!.. Это что-то ново!.. — приступал Рубин с надеждой нанести удар.
— А зачем России — католичество? — доведывался Нержин с выражением судьи.
— За-тем!! — блеснул молнией Сологдин. — Затем, что все народы, имевшие несчастье быть православными, поплатились несколькими веками рабства! Затем, что православная церковь не могла противостоять государству! Безбожный народ был беззащитен! И получилась косопузая страна. Страна рабов!
".

Далее по ходу повествования он выводит Сологдина в качестве морального камертона, не соглашающегося пресмыкаться за возможность получить свободу, т.е. перед читателем его образ (подчеркнем - вымышленный автором образ) подается как сугубо положительный. Сологдин выступает в романе как принципиальный борец с "кровавым советским режимом", ввязывающийся в идеологические споры с еще одним заключенным, который пытается этот режим защищать. 

С какой целью Солженицын это делает? А чтобы заявить с высоты этого образа, что православие было роковой ошибкой России, что святой Александр Невский был, оказывается, чуть ли не преступником. И все эти мысли должны крепко засесть в головы читателей как правильные. Вот интересно, а как на такое отношение Солженицына к православию и русским святым ответят наши верующие? Согласны ли они с ним?

Дмитрий Лаптев, РВС