29 ноября в ДНР стартовал педагогический форум «Векторы образования. Сохранение традиционных ценностей». Пишут, что на форуме будет говориться, в частности, о роли учителей в патриотическом воспитании.
Хочется сказать пару слов и нам. Несмотря на все разговоры о необходимости поднимать авторитет учителя, важности учителя в образовательном процессе и так далее, практической возможности вернуть учителю воспитательные функции в том объеме, который у него был в СССР, пока нет, по многим причинам.
Может учитель, например, выставить хулигана в коридор во время урока? Большинство педагогов на это не идут, потому что это может быть расценено как нарушение прав на образование. Что хулиган срывает урок и нарушает права других зачастую во внимание не принимается.
Или вот, например, такой воспитательный урок как «Разговоры о важном». Может ли учитель, если считает предлагаемые централизованно материалы урока неподходящими, отказаться от них?
Технически может, но на практике рискует получить выговор, так как, по нашим данным, учителей контролируют и заставляют давать именно то, что спущено сверху. То есть учитель поставлен в положение чукчи из анекдота про Белку и Стрелку, когда в ответ на вопрос о своих функциях на космическом корабле ему отвечают: «А ты, чукча, корми собак и ничего не трогай», мол, собаки сами всё обучены делать.
Список примеров можно продолжать. Они все будут иллюстрировать вторичную, подчиненную роль учителей в системе образования. Такой человек не может быть эффективным воспитателем.
Но системе это и не нужно. До сих пор у нас не сформулированы на законодательном уровне даже цели образования, не говоря уже о целях воспитания, которые невозможно назвать без определения более высокоуровневых — идеологических и метафизических — целей всей страны.
А как они могут быть названы при конституционно закрепленном запрете на государственную идеологию?
Одним из наиболее ярких примеров вытекающей из этого властной шизофрении является декларирование защиты традиционных ценностей вообще и русского языка в частности. Пока на высшем уровне озвучиваются такие цели, в Воронеже готовятся поставить памятник разрушителю таких ценностей — лидеру «Сектора Газа» Юрию Клинских.
Тем временем не где-нибудь, а в Кремле проходит концерт этой группы. И как вот эта власть, не чувствующая вони «Сельского туалета» (название одной из песен группы, даже не самая мерзкой) у себя под носом, будет организовывать воспитание молодежи?
Между тем в творчестве группы есть воспевание некрофилии и сатанистские мотивы — и это на фоне ведущейся войны с «сатанинским Западом» и разговорах о православии как культурном фундаменте народа.
В условиях такой культурной слепоты кто будет готовить и проверять педагогов-воспитателей — поклонники «Сектора Газа»? Вопрос риторический.