ВОЙНА МИРОВ. ЧАСТЬ 3. БОРЬБА С «ТАРАКАНИЩАМИ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ». ШКОЛА № 1900

Вот такие две разные по сути школы оказались в принудительном процессе реорганизации образовательных учреждений в 2013 году. Продолжение, начало читать в

[Часть 1][ Часть 2]

 

В декабре 2013 года произошло объединие: двух школ – 1062 и 1900, 6 детских садов в одну образовательную организацию ГБОУ школа № 1900.

 

Перед этим, в мае 2013 года, в конце учебного года, прошел слух о том, что будет объединение двух школ в одну. В школе 1062 директора Волкову С. А. спрашивали на собраниях, верная ли это информация, и если будет объединение, то кто будет директором. Волкова С. А. отвечала, что еще ничего не решено и все будет хорошо. С чем все и ушли на каникулы.

 

     Лето, каникулы, уставший за учебный год коллектив учителей с единственным желанием убежать в отпуск. Разбежавшиеся во все стороны родители и дети. Сонный, покрытый тополиным пухом ленивый московский июль. Именно в это время «в кабинетах» издается приказ о начале реорганизации образовательного учреждения.

 

    Такая циничная, наглая, насквозь фальшивая процедура.

Во-первых, участники образовательного процесса, а это директора, учителя, воспитатели, родители и дети, якобы сами захотели объединиться в единое учреждение и обратились с просьбой начать реорганизацию в окружное управление образования.

 

Во-вторых, окружное управление образования якобы создало независимую комиссию, которая должна была оценить все условия объединения, учесть интересы и соблюсти права всех участников образовательного процесса.  По результатам работы комиссии выносится решение разрешить или нет реорганизацию.

 

     Что же было на самом деле? Родители, дети, учителя, воспитатели ничего не знали или только догадывались. От их имени действовал серый кардинал – Управляющий совет. Было, просочились слухи, но их быстро замяли. Комиссия, учитывая мнение детей и родителей, педагогов должна была решить, кто будет руководить единой организацией, но уже в августе «с почетом» была направлена в другую школу директор Волкова С. А.

 

     Комиссию никто не видел и в глаза, никто и не знал даже о том, что она должна быть и что она где-то работает. Просто в августе все возвратились в Москву и узнали, что директора школы № 1062 нет, а есть временно исполняющий обязанности, и что директором будет Нестин С. А., школа же будет одна.

 

     Уже потом, общаясь между собой, родители узнали, что летом даже организовалась группа родителей, которая пыталась отстоять Волкову С. А. и не допустить объединения. Но все замяли. Всем, в общем-то, все равно. Хата, т.е. квартирка, у всех отдельная, личная, «с краю». И сразу началось: «Ну, не переживайте. Все будет хорошо. Ничего не изменится. Все сохранится. У вас же учитель на месте? Вот и хорошо, вот и не выступайте. А будете выступать – учителю будет плохо. Его будут ругать за конфликт с родителями, за то, что плохо работает с ними, премии, глядишь, лишат. А когда учителя премии лишают, нервничать заставляют, это плохо сказывается на его работе. Что отражается на детях…»

 

     Все. Стандартная угроза, завуалированная, но великолепно всеми понимаемая, произнесена. Родители, которые попытались хоть чуть-чуть возмутиться, сразу отступают. А для того, чтобы совесть не мучила, им начинают петь песни, убаюкивающие эту самую совесть и человечность. «Тебе что, больше всех надо? От тебя ничего не зависит. Все уже давно решено наверху, посмотри, у всех так, по всей Москве. Ты ничего не изменишь. Да и Волкова ваша сама убежала, бросила вас, учителей переманила, оборудование вывезла…»

 

     И все по своим углам, все держатся за свое: учителя – за место, родители за спокойствие и нежелание что-либо делать. Знаете, как будто клубок дремлющих в норе змей задели чуть-чуть. Они зашевелились, зашипели, дали знать, что если проснутся, то тебя же и покусают, а точнее, твоего ребенка. Не трогай гадюку – она и не кусает. Мыши и затихли…

 

http://www.labirint.ru/screenshot/goods/378662/6/

 

     А самые пострадавшие тут – дети. Нет любимой изостудии с любимым преподавателем, пришлось распрощаться с бисероплетением, нет любимой доброй учительницы, которая учит шить мягкую игрушку и на продленке теперь нечем заняться. Одна радость, хотя бы остался любимый хор…

 

    Декабрь 2013 года, учреждение вступило в процесс реорганизации. Все решения проходят независимо от родителей и детей, но мнение их все так же якобы выражается Управляющим советом.

 

     Январь 2014 года,  у школы теперь номер 1900 и официальный директор Нестин С. А.

Совсем перестали собираться общие родительские собрания. Управляющий совет школы № 1062 растворился в воздухе. Другой,  общий,  не появился. Педагоги «шепчут» по секрету о том, что надо уходить. Поползли слухи, что хор и «музыкальную параллель» закроют. Открылся набор в первый класс, но нет прослушивания в музыкальный класс. Администрация мотивирует это тем, что решили набрать профильный танцевальный класс, а хор руководитель доведет только до выпуска последнего ребенка.

 

     Опять информации не добиться, опять все скрывают, опять как мантра звучит «все будет хорошо».

 

    Август 2014 года. Как в кошмарном сне все повторяется вновь. Но уже есть разница, уже есть опыт прошлого года и понимание, что опять могут обмануть. «Сарафанно-сотовое радио» в течение двух дней разносит весть: хора, может быть, не будет!

 

    И теперь уже не просто было скрывать от родителей информацию. Информацию эту с 25 августа, с момента выхода педагогов из отпуска, добывали все активные мамы и папы. Директор прячется по углам, бросая на амбразуру заместителей, секретарей, учителей. Сотовый телефон руководителя хора недоступен.

 

     Дальше – больше. Учителя говорят о том, что, может быть  не будет продленки, а если и будет, то только для тех, у кого оба родителя работают полный рабочий день. В электронном журнале появляются сообщения для родителей – готовьте справки с работы, иначе не попадете на продленку.

 

     Родители из класса, который набирался как танцевальный, узнают, что вместо обещанной бюджетной группы по танцам будет платная. Уволились некоторые учителя, пропали преподаватели игры на музыкальных инструментах (бюджетная основа, т.е занятия проходили бесплатно), уволились концертмейстеры.

 

     Но официальные представители школы информацию скрывают, отговариваясь тем, что «все хорошо, не волнуйтесь, они сами уволились, потому что такая ситуация в стране и мире, кризис, люди ушли искать более оплачиваемую работу или просто надоело им работать учителями».

 

     Все родители ждали родительских собраний 3 сентября 2014 года. Учителя, администрация обещали, что на родительских собраниях все расскажут и ответят на все тревожащие родителей вопросы.

 

     Самое главное отличие ситуации августа 2014 года от ситуации августа 2013 года заключалось в том, что еще год назад выявились люди, которые понимали ситуацию, сознавали, что их обманули. Эти родители общались между собой, весь год обсуждали ситуацию в школе, наблюдали и анализировали, какие изменения происходят в школе с приходом нового директора.

 

     В повторяющейся ситуации обмана, активные родители сразу же объединились, причем объединение понимающих ситуацию людей произошло не только в рамках одного класса, но наладились связи и между классами. Правда, активной оказалась, в основном, начальная школа. Начиная со средних классов, дети ходят в школу одни, они более самостоятельные, и родители уже мало участвуют в жизни школы, посещения школы у родителей детей 5 – 11 классов сводятся, в основном, к родительским собраниям.

 

     Родители ещё до собраний искали информацию о грядущих переменах, общались с педагогами, друг с другом, делились своей обеспокоенностью сложившейся ситуацией, и вот в таком настороженном, бурлящем и тревожном состоянии многие родители пришли на собрания 3 сентября.

 

     На родительских собраниях было объявлено, что урезано финансирование образовательной организации, денег теперь не хватает, поэтому теперь придется делать платными группы продленного дня,  что денег на не слишком нужное дополнительное образование в бюджете школы нет, зарплату педагогам дополнительного образования платить не из чего и поэтому бесплатного дополнительного образования не будет. Остается только бесплатный кружок «Балаганчик» и «Юный краевед» при школьном музее.

 

     Руководитель хора уволилась по собственному желанию из-за тяжелой болезни, которую она перенесла летом, и поэтому хор нужно убрать.

 

     Групп продленного дня осталось только две на всю школу и в них могут попасть только особо нуждающиеся льготные категории граждан: инвалиды и дети из многодетных семей, в которых работают оба родителя, и мама и папа. Для подтверждения того, что родители работают, необходимо предоставить справки с места работы с указанием графика работы.

 

     Те же родители, которые не подходят под данные критерии, могут записать детей во внебюджетные группы. Для того, чтобы попасть в такие группы, надо написать заявление с просьбой принять ребенка в данные группы продленного дня, пребывание в них стоит «совсем немного», 2000 руб. до 16.15 и 3000 руб. до 18.00. Причем, таких родителей должно быть много, т.к. группы открываются при численности желающих от 20 человек. Пишите, родители, пишите, платите, родители, платите…

 

     Здесь изложена версия происходящих изменений администрации школы, которую учителей обязали донести до родителей. А теперь изложу то, что было в действительности, и расскажу, зачем и почему было сделано именно так.

 

     Что такое новая система финансирования образовательной организации? Эта система называется субсидирование. Если совсем просто, то: в начале календарного года выделяется единая сумма на целый год, т.е. в январе 2014 года выделили деньги на период с января по декабрь 2014 года. Сумма рассчитывается исходя из количества обучающихся воспитанников по нормативам, которые определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ. В течение года ведется статистика, создана целая система учета затрат во взаимосвязи с количеством контингента, качеством предоставляемых услуг и т.д. для корректировки субсидирования на будущий календарный год.

 

     Естественно, для обоснования необходимого финансирования на следующий год необходим финансовый план. Одной из основных «статей расходов» является заработная плата педагогам. Для того, чтобы заложить на 2015 год потребное количество денег на заработную плату педагогов, необходимо знать, сколько будет педагогов, какой у них уровень квалификации, нагрузка. Все эти параметры связаны непосредственно с учебным планом на 2014 – 2015 учебный год.

 

     Именно поэтому и надо было к сентябрю, к началу учебного года директору убрать ненужных ему педагогов. Перераспределить нагрузку под новый учебный план. А спрашивать мнение родителей он не только не хотел, а даже наоборот, нагло хотел поставить их перед фактом, что и сделал. Распределение нагрузки между педагогами производится, учебный план и тарификация утверждаются – и все. Так будет теперь и в следующем году. Отчитаться надо было перед вышестоящими организациями о тарификации к 10 сентября.

 

     А убирались люди просто: создавались условия, при которых невозможно остаться работать, с таким директором-самодуром бороться практически невозможно, особенно в одиночку. Например, была нагрузка 22 часа, а сделали 6. Во сколько стала меньше зарплата?

 

     Вот и уходили люди, а родителям говорили, что они уволились по другим причинам.

 

А какая экономия на сокращении ставок воспитателей групп продленного дня? Нет запроса на бюджетные группы, нет групп, нет ставок. Зато есть внебюджетные (платные) группы, а с общего внебюджетного дохода директору капает процент к зарплате.

 

     О группах продленного дня. Известно, что в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязательное наличие группы продленного дня в школе не оговорено. Но финансирование московских школ не уменьшилось, поэтому возможность создания таких групп у учреждений сохранилась.

 

     Администрация образовательного учреждения совместно с  Управляющим советом  должны принять решение,  создавать  в конкретном образовательном учреждении для части семей группы продленного дня или использовать имеющиеся финансовые ресурсы на иные дополнительные потребности семей.

 

     При этом, если школа открывает именно группу продленного дня в соответствие со статьей 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то она имеет право (но не обязанность) взимать с родителей плату за присмотр и уход.  При этом, в соответствии с законом, школа должна обосновать введенную стоимость и утвердить ее у учредителя (окружного управления образования).

 

     На 1 сентября 2014 года ни одна школа города Москвы не обращалась к начальникам окружных управлений образования за утверждением размера родительской платы за уход и присмотр в рамках предоставляемой услуги «группа продленного дня».

 

     В то же время, благодаря солидному общему финансированию, образовательные учреждения имеют возможность снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей несовершеннолетних обучающихся.

 

     Вместе с тем, школа вправе оказывать и другие дополнительные образовательные услуги, в том числе и по организации развития и социализации детей во 2-ой половине дня (вне рамок группы продленного дня). В этом случае Закон «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает согласования с учредителем размера и стоимости платы за оказываемые дополнительные услуги, не предусмотренные стандартом общего образования и не финансируемые за счет средств городского бюджета.

 

     Группы социализации и развития детей являются неравнозначными группам присмотра и ухода, в группах социализации и развития детей школьного возраста должно предоставляться дополнительное образование в соответствие с программой дополнительного образования, предоставленной педагогом.

 

     Родителям не давали  информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что является нарушением данных законов.

 

     Далее события развивались с огромной скоростью.

 

     3 сентября 2014 года – родительские собрания во всех классах, на которых была озвучена вышеизложенная информация об изменениях в школе.

 

     4 – 7 сентября 2014 года – обсуждение между родителями полученной информации, попытки связаться с руководителем хора, устные обращения к администрации школы с просьбами предоставить бесплатные места в группе продленного дня, восстановить работу сводного хора.

 

     Сбор заявлений с родителей на «платную продленку», а фактически на открытие дополнительного образования по социализации и развитию детей. Родители стали окончательно осознавать тот факт, что их обманывают. Некоторые позвонили и уточнили информацию на «горячей линии» Департамента образования г. Москвы.

 

     Возникли стихийные группы протеста, в одной из них созрела решимость написать письмо-обращение в вышестоящие организации с просьбой разобраться с ситуацией в школе и навести порядок.

 

     К 7 сентября была создана инициативная группа, написано письмо и рано утром 8 сентября письмо было отправлено по электронной почте в Северо-западное окружное управление образованием, Департамент образования г. Москвы.

 

     Реакция образовательной организации была моментальной, бурной и стандартной. Мне, как единственному известному автору письма (в стандартной форме приема обращений граждан в электронном виде необходимо указывать  фамилию, имя, отчество) было предложено все, что я захочу.

 

http://rus-img.com/revizor-gogol-nemaya-scena

 

     И место в бесплатной продленке, при этом ребенок по факту будет ходить вместе со своими одноклассниками в платную группу, но не платить деньги. И дополнительные занятия с учителем. И т. д., и т. п.

 

Каково же было изумление учительницы, когда я отказалась и объяснила, что требования, изложенные в письме, справедливы, нарушены права не только моего ребенка, но и всех остальных детей, поэтому и возвращать все как было нужно всем детям, а не только моему ребенку.

 

Далее в ход пошла тяжелая артиллерия психологического давления. С одной стороны учителя пытались разобщить родителей, представить собранную ими информацию как ложную, выставить инициаторов обращения «сумасшедшими и неадекватными». С другой стороны, мне и другим родителям «давили на жалость», рассказывали, как ругают учителей, как тяжело работать в такой ситуации, как это отражается на детях.

 

8 сентября, вечером, представители инициативной группы начали распространять информацию о том, что утром будет происходить сбор подписей под обращением. Распространяли информацию, пользуясь личными контактами.

 

В интернете, в социальной сети «ВКонтакте» была создана группа «Не дадим разрушить традиции школы № 1062». На страничке группы было выложено обращение, создана возможность обсуждать ситуацию.

Обращение к родителям. Часть 1

Обращение к родителям. Часть 2

Обращение к родителям. Часть 3

9 сентября представители инициативной группы встали перед главным входом в школу, но не на территории школы, и стали собирать подписи под обращением, одновременно рассказывая про то, что происходит.

 

Здесь стоит отметить, что главные «зачинщики» бунта – Кульчицкая А. М. и Мухрякова В. Э. тоже работают в системе образования. Мухрякова В. Э. работает в дошкольном отделении ГБОУ школа № 1900 воспитателем, а Кульчицкая А. М. в дошкольном отделении другого образовательного учреждения района (ГБОУ гимназия № 1358) тоже воспитателем.

 

Анализируя весь дальнейший ход событий, становится понятно, что самое важное в борьбе – распространение информации, публичность, объединение людей. Любыми способами нас пытались убрать с улицы и перекрыть нам возможность доносить информацию людям.

 

В самый первый момент нам звонили наши руководители и требовали уйти. Получив уверенный отказ,  стали просить. Когда это не помогло, директор школы решил «уболтать» нас. Представители инициативной группы были приглашены на встречу с директором.

 

Встреча проходила 3 часа. Во время встречи администрация школы показывала, что ее власть огромна, что жалобы наши необоснованы,  вызваны нерадивостью и непрофессиональностью исполнителей (во всем оказались виноваты учителя, которые неверно донесли информацию).

Обещали, что во всем разберутся.

 

Но мы не собирались останавливаться, т. к. понимали, что перевод на «кабинетный уровень» только снимет напряжение, и весь протест увязнет в нескончаемых разборках и разговорах внутри системы.

 

Наша же цель – восстановление справедливости в отношении детей и их родителей – находится снаружи, в обществе, а не в кабинетах.

 

9 сентября вечером произошло собрание заинтересованных родителей, на которое пришли представители директора (несколько учителей) с целью сорвать организацию протеста.

 

Были написаны еще письма-обращения с требованием восстановить бесплатную продленку, вокально-хоровой ансамбль, другие дополнительные услуги, незаконно отобранные у детей.

 

Группа «Не дадим разрушить традиции школы № 1062» набирает обороты, информация о ситуации в школе распространяется в сети, каждое утро регулярно раздаются листовки с адресом странички в интернете, листовки также распространяются и по почтовым ящикам.

 

    10 сентября проходит общее родительское собрание, на котором директор заявляет, что произошла дезинформация родителей, в школе есть бесплатная продленка, будет возвращен хор и другие кружки.

 

Нет смысла дальше по дням расписывать процесс, опишу  в общем.

 

1.     Ежедневное, регулярное распространение информации перед школой, а также другими учреждениями комплекса (раздача листовок).

2.     Сбор подписей под обращением.

3.   Распространение информации любыми доступными средствами (в сети интернет, разговоры и раздача листовок на детских площадках, раскладывание листовок в почтовые ящики). https://vk.com/school1062

4.     Запись всех бесед, собраний, встреч на диктофон и обязательное комментирование этого события публично.

5.     Запись видеообращений по поводу ситуации в школе и размещение этой информации в группе «ВКонтакте» (и на других ресурсах).

6.     Ведение группы – размещение информации, комментирование, общение он-лайн как со сторонниками, так и с противниками деятельности группы.

7.     Увеличение количества открытых писем-обращений в вышестоящие организации, расширение количества ведомств, проинформированных о проблеме (мэрия г. Москвы, министерство образования).

8.     Передача обращения на бумажной основе с подписями родителей в соответствующую инстанцию.

https://youtu.be/szyAhRT-9NQ

Обращение к родителям. Часть 4

Мухрякова Виктория.

Обращение к родителям. Часть 5

Мухрякова Виктория.

 

     Со стороны директора тоже были предприняты определенные действия:

1.     Давление на педагогов (любыми средствами остановите процесс, иначе вам будет очень плохо).

2.     Воздействие на членов инициативной группы: угрозы увольнения, вызовы полиции, создание провокативных ситуаций в местах пикетирования.

3.     Раскалывание родительской общественности и сталкивание между собой.

4.     Обвинения в неадекватности инициаторов борьбы, сбор подписей в защиту директора.

 

     Распространение информации в сети интернет принесло свои результаты. К нам обратились журналисты с телеканала «Мир» и попросили дать интервью по поводу введения платы за группу продленного дня, что мы с Мухряковой В. Э. и сделали. Вышел сюжет, в котором рассказывалось про ситуацию незаконного введения платы за группы продленного дня, объединивший несколько случаев по Москве.

Новости 21:00 телеканал Мир 28.09.2014. Борьба за бесплатное образование

     Подключились депутаты из Единой России, и вот уже целый шквал «горячих новостей» о незаконном введении платы за продленку пронесся по федеральным каналам телевидения.

 

Министр образования Ливанов  был вынужден давать объяснения и признаваться, что введение платы за пребывание ребенка в группе продленного дня на 1 сентября 2014 года является незаконным, т.к. ни одно образовательное учреждение города Москвы не согласовывало эту услугу с окружными управлениями образования.

Выступление Ливанова на селекторе  по продлёнкам.

Продолжение следует...

 

Анна Кульчицкая, РВС.