Является ли родительство профессией?

Есть в современной общественной жизни России события, должные, казалось бы, обращать внимание масс, становиться объектом рассмотрения, споров и жизненно значимых выводов. Но в реальности они неприметны и обыденны настолько, что очередной розыгрыш телевизионной лотереи в сравнению с ними сенсация. И это при том, что общезначимость наших событий не подлежит сомнению.

К числу таковых относилась пресс-конференция Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Родителями становятся? Ответственное родительство в современной России», проведенная в конце 2015 года. В чем была её особость? В том, что главная мысль, которую пытались донести выступающие, состоит в необходимости введения категории «ответственный родитель», определяющей родителя, достойного воспитывать детей. А также в необходимости разработки критериев определения такового, при невыполнении которых у органов опеки появлялось бы право изымать детей из «безответственных» семей.

Манера обращения с обществом в России со стороны власти ныне такова, что подобные инициативы в области семьи запускаются тихой сапой, а в конечном итоге охватывают все общество. И с введением ювенальной юстиции было также: неприметные выступления экспертов, протаскивание поправок в законы и ... резкое увеличение количества изъятий детей из семей по надуманным причинам. Вышеназванная новация идет той же проторенной дорожкой.

Самое опасное в ней, это именно некие критерии того, что такое хорошо, что такое плохо в отношениях между детьми и их родителями, за разработку которых берется вышеуказанный фонд и которые могут быть внедрены на уровне законодательства. В самом словосочетании «ответственное родительство» нет чего-то неприемлемого, его смысл актуален. Законен, поскольку не все родители достойно несут бремя воспитания, являясь, иной раз, скорее угрозой своим детям. Но на эти случаи в нашем законодательстве предусмотрены соответствующие меры.

Воспитание детей это дело, к которому могут быть причастны все: простые люди, активисты общественных организаций, чиновники. Но в то же время это особая сфера для каждого родителя – никто не может узурпировать здесь власть установления правил. На протяжении существования цивилизации они задавались религией, народными и семейными традициями, мудрецами. Однако никогда не было универсального, обязательного рецепта.

Это не технология, освоения которой требуют те или иные профессии. Поскольку формальные методы могут обеспечить точное воспроизводство в науке или на производстве, а от родителей к детям, к их детям, в свою очередь, нет. В воспитании всегда есть место неопределенности, искре божьей, необходимости сделать по-своему. Слишком разнятся семьи – материально, по числу членов, условиям жизни, возможностям родителей – чтобы устанавливать единые требования для всех.

Конечно, общество устанавливает множество правил для семьи, в том числе обязательных. Однако не задает жёстких предписаний, как, что, когда делать во внутрисемейных отношениях. Между обществом и семьей существует негласный договор: нет строгих рамок, точных показателей воспитательного процесса, но в ответ родители обязуются вырастить нового члена для общества.

В процессе такого взращивания, родители пользуются сложно организованным набором норм, приемов, правил, подходов, установок, которые могут зависеть друг от друга, меняясь во времени. Они могут быть результатом как переработки и усвоения чужого опыта, так и своих находок. Воспитание – та область, где сливаются как традиционные, консервативные, так и новаторские подходы. Это еще и некое таинство, священный характер которому придает как необходимость продления разумной жизни на Земле вообще, так и обязанность перед предками продолжить их линию.

Общество здесь может лишь помочь, организуя то, что называется социализацией маленького человека.

Примером здесь является советское общество, которое, не вмешиваясь во внутрение дела семьи, создавала массу возможностей для ребенка, подготавливая его к взрослой жизни. Т. е. оно выступало как друг и помощник. Введение же формальных обязательных требований со стороны государства к семье будет воспринято людьми как попытка национализацией государства этих отношений с дальнейшей отдачей их на откуп коммерческим (пусть даже они называются НКО) структурам.

Внутрисемейные отношения это в основном скрытые от посторонних наблюдателей знания, действия, чувства. Они в значительной степени отвечают за своеобразие будущей личности. Внесение сюда общей технологии будет способствовать, очевиднейшим образом, унификации личностей, а также в итоге их большей управляемости. Поэтому сохранение традиционного родительства есть залог сохранения самостоятельного человека.

 

Юрий Костюшин, РВС