Юридические аспекты установки «бэби-боксов»

Инициаторы и защитники процедуры установки ББ утверждают, что ящики для детей способны предотвратить убийство ребёнка, являясь мерой профилактики совершения преступлений, предусмотренных ст. 106 УК РФ (убийство матерью новорожденного ребёнка).  Изученные приговоры оставляют сомнения в объективности такого утверждения.

Из анализа большинства приговоров, вынесенных по ст. 106 УК РФ, явствует, что умысел на убийство возник у женщин задолго до родов, в связи с чем они не становились на учёт в женских консультациях, скрывали беременность от родных и знакомых, не обращались за медицинской помощью во время родов. Убийства совершали в первые сутки, в основном сразу после рождения ребёнка. Нет никаких оснований предполагать, что женщины, находящиеся в состоянии изменённого сознания, или задумавшие убийство заранее, не доведут преступление до конца.  

Защитники ящиков для детей манипулируют лукавыми цифрами о, якобы, снижении количества преступлений, предусмотренных ст. 106 УК РФ в разных регионах, где установлены «бэби-боксы». Уменьшение показателей на одну-пять единиц раскрытых преступлений не может свидетельствовать о снижении преступности как таковой, поскольку известен высокий процент латентности по данному виду преступлений. В то же время нельзя и приписывать заслугу в уменьшении показателей по ст. 106 УК РФ установке «бэби-боксов», поскольку количество подброшенных детей в регионах мизерно, а в некоторых, таких, как Владимирская область, показатель по совершённым преступлениям остаётся на прежнем уровне, в то время, как за четыре года действия «бэби-бокса» в него не положили ни одного ребёнка.

                 Данные статистики об осужденных свидетельствуют о том, что в Российской Федерации общее количество убийств значительно снизилось (и не благодаря «бэби-боксам») с 31630 в 2003 году до 12361 – в 2013 году.

Количество осужденных матерей за убийство новорожденных детей действительно увеличилось в 2013 году на 25% (что в абсолютных цифрах составляет 15 осужденных) по - сравнению с 2012 годом (75/60). Однако несравнимо больше – 9342 чел. составляют осужденные в 2013 году за умышленные убийства, то есть, за преступления, предусмотренные частями 1, 2 статьи 105 Уголовного кодекса РФ, в том числе, как мы понимаем, за преступления в отношении престарелых беспомощных граждан.  Тогда, следуя логике представителей следственного комитета, для профилактики убийств стариков, в каждом многоквартирном доме, в шаговой доступности, следует установить «стар-боксы», откуда стариков будут переправлять в хосписы, оказывая, таким образом, детям этих стариков, услугу по сохранению чистой совести и безупречной репутации, улучшению жилищных условий и материального положения, а «чёрным риелторам» - по освобождению от «необходимости» совершения преступлений.  «Самое главное», соблюдать при этой процедуре анонимность.

                 Утверждается, что женщина, положившая новорожденного ребёнка (младенца не старше одного месяца) в «бэби-бокс», освобождается от уголовной ответственности, и она вправе вернуть ребёнка, пройдя генетическую экспертизу.

                 Однако, ни к одной из статей глав 16, 17 Уголовного кодекса Российской Федерации нет такого примечания, которое бы освобождало гражданина от ответственности, в случае сдачи ребёнка в «бэби-бокс».

                 Действительно, в покушении на убийство такую мать не упрекнёшь. Между тем, подкладывая ребёнка в ящик, она не может быть уверена на 100%, что по ту сторону окна её младенцу будет оказана своевременная и квалифицированная помощь, только если эта передача не спланирована ею с соучастниками заранее, или вместо металлического ящика ребёнок сразу же не окажется в инкубаторе (кувезе) для младенцев.

                 Перед родами в медицинской организации, женщина даёт добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст. 20 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Таким образом, медицинский персонал берёт на себя ответственность за жизнь и здоровье матери и ребёнка.  Оставляя ребёнка в «бэби-боксе», находящемся в шаговой доступности, а, значит, не обязательно в медицинской организации, родитель идёт на преступление, предусмотренное ст. 125 УК РФ: заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишённого возможности принять меры к самосохранению по малолетству в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нём заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

                 В случае смерти ребёнка могут возникнуть трудности с доказательствами: положен ли ребёнок в бокс мёртвым или смерть наступила из-за технического несовершенства конструкции, или же из-за халатности владельцев «бэби-бокса», вовремя не оказавших ребёнку помощь.

В двенадцати регионах РФ установлены двадцать различных ящиков, некоторые были изготовлены не профильными предприятиями по изготовлению медицинского оборудования, а, например, такими, как ООО "Компания Агробокс" по изготовлению строительных конструкций. Не известно, кто и где проводил испытания боксов, кто определял их безопасность для детей, причём, не только для новорожденных, но и более старшего возраста. Из практики применения боксов в других странах известно, что в них подкладывали детей разных возрастов. Из информации в СМИ следует, что одни конструкции представляют собой двухсторонний сейф, имеющий дверцу не только со стороны улицы, но и со стороны помещения. В таком сейфе при определённых обстоятельствах ребёнок, оказавшись в замкнутом пространстве, может испугаться, получить душевную травму, задохнуться (в одной из европейских стран именно поэтому отказались от установки «бэби-боксов»).  В других конструкциях внутри помещения располагается открытый «аквариум». Таким образом, подвижный ребёнок может вывалиться из «люльки» и травмироваться, или же к ребёнку могут иметь неконтролируемый доступ посторонние граждане, которым для хищения подкидыша хватит времени, отведённого на мобилизацию бригады сотрудников медучреждения или служащих религиозных организаций («бэби-боксы» устанавливаются не только в роддомах). Трудно представить, что к боксу где-то приставлен сторож, годами ожидающий открытия «окна жизни».

В соответствии со ст. 98 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», медицинские организации, установившие в своих помещениях не «санкционированные» законом, не сертифицированные ББ, будут нести ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни или здоровью младенцам, а медицинские работники могут быть привлечены и к уголовной ответственности.

Работа «бэби-бокса» в круглосуточном режиме представляет повышенную опасность для организаций здравоохранения, поскольку предоставляет свободный доступ в здание для террористов и наркоманов (вспомним Будённовск), что в случае совершения террористического акта (ст. 205 УК РФ), захвата заложников (ст. 206 УК РФ), хищения наркотических средств (ст. 229 УК РФ) можно будет расценивать, как халатность руководителя (ст. 293 УК РФ), не принявшего надлежащих мер для охраны помещения.

                 В правовом поле Российской Федерации нет ни одного закона или подзаконного акта, регламентирующего установку и использование ящиков для младенцев. Нет единых требований к этому агрегату: из каких материалов он должен быть изготовлен изнутри и снаружи, чем должна быть оборудована капсула, какое освещение, звуковое сопровождение, температурный режим, подача воздуха должны быть в ней. Поскольку речь идёт о новорожденных детях, то конструкторы должны были бы предусмотреть разные нештатные ситуации, в которых находился ребёнок до передачи в «бэби-бокс», максимально обезопасив нахождение его в «ящике», а, следовательно, такая конструкция должна относиться к медицинскому оборудованию.

В соответствии со ст. 95 ФЗ № 323 обращение медицинских изделий на территории РФ подлежит государственному контролю, который включает в себя контроль за техническими испытаниями, токсикологическими исследованиями, клиническими испытаниями, эффективностью, безопасностью, производством, изготовлением, монтажом, наладкой, применением, эксплуатацией.

Полный состав требований к медицинскому оборудованию прописан в «Техническом регламенте «О безопасности медицинских изделий».

Гарантом соблюдения ключевых параметров функциональности и безопасности является обязательная сертификация, которой подлежат все медицинские изделия. Сертификат выступает подтверждением соответствия конкретного оборудования принятым в здравоохранении стандартам.

Из ответа прокурора Курской области по законности установки «бэби-бокса» следует, что «бэби-бокс» не является медицинским изделием.

Если «бэби-боксы» не являются медицинскими изделиями, и, соответственно, не должны отвечать всем перечисленным выше требованиям, то их установка тем более не целесообразна из-за их нерентабельности. С таким же успехом детей можно оставлять в тамбуре медицинского учреждения, не затрачивая 400 000 руб. на «двойную пластиковую форточку».

Оплата «бэби-боксов» - отдельный вопрос, который должен быть проверен контролирующими органами. Не понятно происхождение средств. В СМИ распространена противоречивая информация об оплате установок ББ за счёт «народных денег», тогда как чиновники заверяют, что конструкции устанавливались за счёт бюджета субъектов РФ, что можно расценивать, как нецелевое расходование бюджетных средств или же их присвоение, в зависимости от результатов проверки.

Немаловажный вопрос: каким образом должны отслеживаться младенцы, если видеонаблюдение не предусмотрено, а ведение делопроизводства, как, например, в Екатеринбурге при религиозной организации, не считается необходимым, и нет счётчика на открывание бокса для контроля и учёта поступивших детей?

В публикациях СМИ появилась информация от г. Котовой, что сведения о срабатывании ББ в виде SMS-сообщения приходят на её мобильный телефон, что, видимо, считается достаточным для контроля над младенцами. Такие заверения не выдерживают критики. Положим, это возможно, пока установлено 20 ББ. Какими властными полномочиями гарантирует Елена Юрьевна надлежащий контроль за работой ББ и добросовестный учёт всех подброшенных детей, если «бэби-боксы» будут установлены повсеместно в шаговой доступности?

В настоящее время Котовой Е.Ю. выдвинута инициатива по разработке законопроекта по легализации ББ.

В этом законе нет никакой необходимости, поскольку фактически действующее законодательство позволяет женщине анонимно родить ребёнка и так же отказаться от ребёнка, оставив его в лечебном учреждении или же сдав его в медицинскую организацию без предъявления документов в случае рождения в домашних условиях.

                  Согласно статье 19.1. Порядок государственной регистрации рождения ребёнка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего её личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об актах гражданского состояния", «Государственная регистрация рождения ребёнка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего её личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, производится по заявлению медицинской организации, в которой находится ребёнок, либо органа опеки и попечительства по месту нахождения ребёнка не позднее чем через семь дней со дня его оставления матерью.

3. Сведения о фамилии, об имени и отчестве ребёнка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего её личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, вносятся в запись акта о рождении этого ребёнка по указанию органа или организации, определённых пунктом 1 настоящей статьи. Сведения о родителях ребёнка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего её личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, в запись акта о рождении этого ребёнка не вносятся». Следовательно, никаких обязанностей для родителей оставленного ребёнка не наступает.

                 Кроме того, если женщина находится в трудной жизненной ситуации, она вправе оставить ребёнка по заявлению в медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения до исполнения ему четырёхлетнего возраста на основании ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

                 Вместе с тем, при установленной законом системе, мать в любое время вправе вернуть ребёнка в семью или, в случае лишения её родительских прав, восстановиться в родительских правах, чего может не случиться при анонимной передаче ребёнка в ББ, поскольку никаких актов передачи ребёнка из рук в руки не составляется. Ребёнок может попасть в преступную схему бизнеса на детях.

Создавая условия для безнаказанного анонимного отказа родителя от ребёнка в нарушение установленного законом порядка, организаторы установки «бэби-боксов» нарушают родительские права второго родителя (чаще - отца), а также - личные неимущественные и имущественные права ребёнка.

                 В решении Октябрьского районного суда г. Кирова от 27 мая 2015 года сказано: «деятельность по опеке и попечительству - это комплекс мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, ведению учёта таких детей и избранию формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

Таким образом, намерение Местной религиозной организации Прихода Пресвятого Сердца Иисуса Римско-католической Церкви в г. Кирове осуществлять деятельность по выявлению и устройству детей является незаконной и противоречит нормам действующего законодательства».

Абзацем 3 части 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что «деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается».

Фактически «бэби-боксы» устанавливаются в организациях на постоянной основе для выявления несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Такая деятельность (если это не органы опеки и попечительства) запрещена законом.

                 Таким образом, в действиях должностных лиц, принявших незаконное решение об установке конструкций для неконтролируемого изъятия детей, создавших условия для отказа гражданами от своих родительских прав и обязанностей, способствующих избеганию виновными лицами уголовной ответственности, усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 286. УК РФ Превышение должностных полномочий.

«1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

2. То же деяние, совершённое лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, …»

 

и, кроме того, при создании криминальных схем по торговле неучтёнными детьми -  признаки состава преступления, предусмотренного ст.  127.1. Торговля людьми УК РФ:

«1. Купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершённые в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение …».

При имеющихся правовых «дырах» в законодательстве, таких, как ст. 14 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об актах гражданского состояния", позволяющих регистрировать рождение ребёнка по свидетельским показаниям «очевидца» родов, хищение детей и их легализация в чужих семьях упрощается.

Более того, продвигается новая идея создания клиник, принимающих роды анонимно. То есть, и легенда такой мамы-покупательницы будет выдержана: легла в клинику на «сохранение» и «родила».

Соглашаясь на установку ящиков для детей, исполнительная власть субъектов стремится снять с себя обязанности по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, оказанию социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Положение с детьми действительно не простое. Между тем, вместо пресловутых ББ, профилактикой отказа от детей могло бы стать

- открытие и укрепление материальной базы кризисных, реабилитационных центров, которые бы не разлучали мать и дитя, а оказывали помощь женщинам, потерявшим опору в жизни;

-  введение в средних общеобразовательных школах циклов уроков «Нравственные основы семейной жизни», «Этика и психология семейной жизни»;

- введение в женских консультациях штатных должностей психологов;

- разработка нормативных актов, направленных на искоренение дискриминации кровных семей, а также – на материальную и социальную поддержку одиноких матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- принятие находящегося на рассмотрении в Государственной Думе РФ закона о выплате женщинам пособия по уходу за ребёнком до достижения ему трёхлетнего возраста.

        Только комплексом мер можно повлиять на проблему инфантицида, а не популистским проектом установки «окон жизни».

Людмила Виноградова, эксперт РВС, юрист, руководитель межкомиссионной рабочей группы по защите семьи при Общественной палате Свердловской области.