В Перми 31 октября состоится очередное заседание по иску иностранного агента к Роскомнадзору и его экспертам. Руководитель пермской НКО «Центр гражданского образования» Андрей Суслов пытается оспорить заключение экспертов Роскомнадзора о том, что методическое пособие «Изучение в школе истории сталинских репрессий» является вредным для психики детей, и потому должно быть снабжено грифом «18+». Истец считает, что предстоящее заседание станет последним, и суд, наконец, вынесет решение. В чём мотив его иска?
Эксперт, клинический психолог Жанна Тачмамедова заключает: «Воспитательная направленность пособия препятствует усвоению подростками нравственных норм, формированию уважительного отношения к родителям. Информация, предлагаемая для усвоения школьникам в системе внеклассных и урочных мероприятий, отрицает семейные ценности, оправдывает противоправные действия. Она также способствует формированию личности с негативной — антиобщественной и антигосударственной — идентичностью, препятствует воспитанию патриотизма, уважения к истории и культуре своей Родины».
Ранее, 3 октября, в Ленинском районном суде Перми состоялось предварительное заседание, на котором стороны смогли представить свои аргументы. Тачмамедова обратила внимание суда на то, что использование пособия в учебном процессе в школах будет отделять детей и родителей, учителей. Ведь всем, кто воспитывался в СССР, методическое пособие приписывает некую «патологию» антидемократизма:
«В исследуемом пособии во главу угла ставятся черты негативной идентичности народа, общества. Сначала советского, а потом и российского. В пособии транслируется взгляд на репрессии, как на уникальное в развитии человеческого общества явление, присущее именно российскому народу, и без обзора репрессивных практик в других странах, в том числе и демократических, что подводит учащихся к выводу, что это явление свойственно именно народу нашей страны, нашим предкам, и что эту «патологию», по мнению авторов, народ хранит и по сей день», — пояснила эксперт.
Психолог рассказала, что подростковый возраст — это кризисный период в развитии детей. В это время они испытывают кризис идентичности, желая быть более независимыми, ставят по сомнение авторитет родителей, учителей, скептически относятся к тому, что им разумно советуют старшие. Использование в школе материала, которое создает им идеологическую базу для отторжения от родителей — очень опасно. Однако Суслов заявил, что ничего такого в его пособии не содержится, на что клинический психолог процитировала его же собственную работу.
«Возможно, не замечая этого, мы несем в себе тяжелую отметину политических репрессий. Она — в истории каждого из нас, каждой семьи, представителях старшего и молодого поколения россиян. Эта отметина — в жажде сильной руки, в готовности переложить ответственность за происходящее на плечи власти, в нашей привычке к «управляемому правосудию», имитации демократического процесса при одновременном и открытом пренебрежении правами и свободами человека».
Таким образом, заключила эксперт, носителями «патологии», по методичке, являются дети советского народа — нынешние родители подростков. Так в сознании детей создаётся следующий образ их родителей и народа в целом: «сообщество безответственных слабых индивидов, вечных жертв, обладающее мазохистской склонностью выбирать себе правителей-тиранов». А такой образ, в свою очередь, склоняет подростков к отказу как от гражданской, так и от этнической идентичности, вызывает недоверие к институтам общества, суду, системе государственной власти, выборам, правоохранительным органам.
На последнее ответчик по иску обратила особое внимание. Ведь в спорном пособии сотрудники правоохранительных органов СССР 70-х годов двадцатого века, то есть когда уже давно не было никакого ГУЛАГа, именуются не иначе как «каратели»:
"В памяти нашего народа образ карателя тесно связан с нацистскими преступниками, с гибелью от рук карателей женщин, стариков и детей, с сожженными деревнями и разрушенными городами. Непонятно, чем продиктовано употребление такого словосочетания. Провоцирование негативного отношения к правоохранительным органам в целом способно сформировать у детей антигражданскую и антигосударственную позицию», — считает Тачмамедова.
А ведь действительно, зачем преподавать историю так, что в результате происходит отчуждение детей от взрослых и создание у них недоверия и даже неприязни к органам государственной власти? Может быть, чтобы лучше понять мотивы авторов пособия, следует обратиться к другим их работам?
Читайте подробнее: Как правильно устроить майдан в России за государственный счет?
Суслов в этом сборнике изучает вопрос ни много ни мало, как сменить «социально-политическое устройство» в стране, где «нарастает стихийный протест различных групп общества, вызванный властным произволом», а «авторитарные тенденции в управлении страной продолжают усиливаться». Для решения этого вопроса Суслов предлагает учиться у польского движения «Солидарность» и его лидеров.
По сути, пособие развивает идеи методов «ненасильственной борьбы с режимом» американского спецслужбиста Джина Шарпа, работы которого активно продвигаются через структуры Сороса. И в пособии описываются вполне подробно такие «методы». Чем кончились эти «мирные акции» на Украине в 2014 году, мы все прекрасно помним.
Мы также помним, какую роль сыграли подростки и даже дети, для которых уже не существовал ни авторитет органов правопорядка, ни их родителей, учителей, поскольку они для них являлись «ватниками», «совками», теми самыми неполноценными людьми с «тяжелой отметиной» советского воспитания, не понимающими, что вот-вот наступит «истинная демократия» и «всеобщее благоденствие». И мы не можем не замечать, как этот же приём с вовлечением пока мало разбирающихся в политике, но бунтарствующих подростков и даже детей пытаются использовать в протестной компании на выборах президента страны в 2018 году.
Читайте также: Почему в России «патриотическим» воспитанием управляют иностранные агенты?
На Украине на смену подготовившим почву историкам и журналистам пришёл «Правый сектор» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). А в Перми, например, на смену выступавшему днём на либеральном форуме «Пилорама» Суслову вечером приходили музыкальные группы, «прокачивающие» молодёжь куплетами про «рваные погоны на бегущих ментах», про то что «Ваш Путин — фашист!», и вопрошающим призывом «Я готова, а ты готов, поджигать ночью машины ментов?».
А вы говорите, история сталинских репрессий…