Зачем разрушители советского образования поют соловьиные песни цифровизации?

Сидеть смирно, не сопротивляться внедрению онлайн-образования и переменам призвал жителей России академик Российской академии образования и член Совета по правам человека при президенте РФ, профессор-исследователь НИУ ВШЭ Александр Асмолов в интервью Российской Газете.

Ранее этот академик уже назвал противников дистанционного образования современными луддитами (людьми, которые в 19 веке протестовали против внедрения станков в эпоху промышленной революции - примечание). При этом на аргументы противников дистанционки о серьезных проблемах социализации ребенка и вреде для здоровья из-за постоянного сидения перед компьютером Асмолов отвечает уклончиво - мол надо сделать такие учебные программы, чтобы важные для жизни высшие психические функции не деградировали.

Об огромных издержках онлайн-обучения для здоровья ребенка сказали многие психологи, педагоги и врачи. Эффективность цифрового образования под большим вопросом: исследования показывают, что информация с экрана усваивается значительно хуже, это подтверждает также и опыт тысяч учащихся американских онлайн-школ, где ученики показали заметно более низкие результаты, чем их сверстники при очном образовании. Но всего этого для академика не существует, а есть только «прогресс» и его противники. А не забыл ли Асмолов о смысле научно-технического прогресса? Если некая тенденция приносит людям больше вреда, чем пользы, то можно ли назвать ее прогрессом? И кем в таком случае является человек, который эту тенденцию навязывает?

Асмолов  высказался также о том, каким он видит роль учителя в новой онлайн-школе. По его словам, учитель не перестает быть «предметодателем», однако задача передачи знаний теперь не на первом, не на втором, и даже не на третьем месте.

«… Первая роль учителя - мотиватор. Одно из ключевых искусств учителя - искусство овладения через мотивацию вниманием ребенка. Если учитель не владеет вниманием ребенка, то грош ему цена. Вторая роль учителя - навигатор. Навигатор в море информации, помогающий ребенку выбрать то, что его заинтересует и что поможет ему выращивать самого себя. И третья роль учителя в новом раскладе - коммуникатор. Если учитель не обладает способностью к общению, если он не владеет искусством коммуникации и связанными с ними сопереживанием, эмпатией, если он не может идентифицироваться с ребенком, встать на его позиции и увидеть мир его глазами, то он никогда не будет любимым учителем», - сказал академик.

Таким образом, Асмолов прямо говорит о будущем превращении учителя в «тьютора» – придаток к цифровым обучающим платформам. Заниматься передачей знаний больше не обязанность педагога, его задача «мотивировать» детей сидеть перед гаджетом.

Прежде всего, нужно сказать несколько слов о том, кто такой академик Александр Асмолов, который поет соловьиные песни цифровизации образования.

Во-первых, это человек, который в 2012 году мягко поддержал людей, вышедших на Болотную, назвав их людьми, которые привыкли делать собственный выбор: «До некоторой степени те, кто выходил на Болотную площадь и площадь Сахарова (я оцениваю эти события не политически, а психологически), — это люди, прошедшие школу вариативного образования. Они уже привыкли делать свой собственный выбор. То, что было начато нами в 1991–1992 годах, когда мы делали школьную реформу, сработало в 2011–2012».

Получается, что противникам Болотной, которые вышли на улицы для того, чтобы не допустить в России оранжевого переворота, Асмолов отказывает в привычке «делать собственный выбор». Во всяком случае, решение бороться за сохранение страны от деструкции – это не тот выбор, за который можно получить похвалу от члена Совета по правам человека при президенте РФ.

Другой интересный момент заключается в словах «то, что было начато нами в 1991-1992 годах». Что имеется ввиду, и кого академик включает в пресловутое «нами»? Дело в том, что в перестроечный период 1988-1992 Асмолов занимал должность главного психолога Гособразования СССР, а в постперестроечный период с 1992 по 1998 он работал заместителем министра образования России. Таким образом, Александр Асмолов является одним из тех, кто лично приложил руку к слому советской образовательной системы.

Деградация постсоветского образования, а также всех институтов, которые должны были заниматься социализацией и культурным развитием детей, вызывала серьезную озабоченность родителей. Многие начали с ностальгией вспоминать о советской школе, которая во всех отношениях выигрывала у школы постсоветской. Однако, такая тенденция совершенно не устраивала тех, кто разрушал советское образование.

11 октября 2015 года на сайте «Новой газеты» был опубликован манифест «Гуманистическая педагогика: XXI век». Одним из четырнадцати подписантов этого документа был академик Асмолов.

Подписанты манифеста отмечают, что российское общество консервативное, что у людей есть желание вернуться к советскому школьному опыту. Однако, по их мнению, ответить на проблемы в образовании нужно совершенно иначе. Как? По их словам, мир меняется быстро, а школа отстает от этих изменений. Значит, надо радикально переделать школу, чтобы у каждого была личная образовательная траектория, и человек продолжал учиться всю жизнь. Никаких единых для всех образовательных программ, единых учебных материалов, групповой работы. Каждый учится в своем темпе и сам решает, какие задания выполнять. Без подобного персонального подхода, как считают подписанты, «школа превратится в мертвый — и совершенно бесполезный институт насилия».

Для 2015 года эти предложения выглядели радикальными, но сегодня те же слова про индивидуальные образовательные траектории, замену единой учебной программы множеством отдельных образовательных курсов и так далее - мы слышим буквально от каждого, кто проталкивает цифровизацию образования в нашей стране.

Получается, что люди, которые однажды уже поучаствовали в разрушении советской школы, которые несут личную ответственность за все проблемы постсоветской школы, предлагают нам теперь окончательно раскурочить школьное образование цифровизацией.

Под лукавые речи о незаменимости учителя, с профессией педагога готовятся расправиться, как повар с картошкой. При этом идеологи цифровизации вроде академика Асмолова прекрасно знают, что консервативное родительское большинство хочет вернуть лучшие черты советской школы. Но навязывать обществу они будут «цифровой концлагерь» с учителями-надсмотрщиками и искусственным интеллектом, который будет указывать детям, по каким образовательным траекториям им двигаться. Такого ли будущего мы хотим для своих детей?

Присоединяйтесь к родительскому сопротивлению, чтобы давать отпор разрушителям образования.

Категория: