Заметки из детского сада. Реформа дошкольного образования

К чему ведут дошкольное образование России.

Дошкольное образование, как и среднее, и высшее, ведут к платному образованию. Как это выглядит «в жизни» постараюсь рассказать, опираясь на наблюдения  последних 10 лет и собственный опыт работы в дошкольных учреждениях города Москвы. Как удобнее всего разрушать? Модернизировать! Первое, что было сделано в Москве – это «подстраховка», подведение непререкаемых основ под необходимость «перестройки и модернизации» уникальной по своей эффективности системы дошкольного образования, созданной в СССР.

В соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между ЮНЕСКО и городом Москвой от 16 ноября 2007 г., ЮНЕСКО и столичный Департамент образования приступили к осуществлению совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ) под названием «Московское образование: от младенчества до школы». 
Проект направлен на реализацию первой цели программы «Образование для всех» и связан с соответствующими услугами и программами для детей в возрасте до 6 лет. Он рассчитан на 5 лет (2008—2012 гг.) и включает целый ряд небольших проектов, у каждого из которых есть свой научный руководитель.

О том, как реализовывался этот проект, напишу как-нибудь позже. Дело в том, что я работала в одном из Ресурсных центров (они создавались на базах детских садов) этого проекта в должности заместителя заведующей ДОУ и методиста по экспериментальной работе (ЮНЕСКО). 

Сейчас хочу в нескольких предложениях изложить суть.  Красиво озвучили цель: «Сохранение уникального опыта дошкольного образования России», создали 17 Ресурсных центров по направлениям развития, чтобы опыт показать, систематизировать и передать дальше. После 2,5 лет интенсивной, напряженной работы «на местах» в сентябре 2010 года прошла первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста. 

Решение «конференции» в одном предложении изложила заведующая нашим детским садом: «А, говорят, что в Африке чернокожие дети с голоду умирают, а вы тут собрались с детьми заниматься...» 

Все. Уникальность, которую будет охранять ЮНЕСКО, «не доказали»... Дальше все по плану. Смотрите, что, прежде всего, волнует родителей по ранжиру:
1.   Жизнь ребенка.
2.   Здоровье ребенка.
3.   Развитие ребенка.

Для того, чтобы родители захотели платить за детский сад много, надо сделать так, чтобы в государственном детском саду стало совсем плохо. И как второй этап – улучшение условий в государственном саду должно быть оплачено дополнительно, как «добавка к основной пицце».

Начали с самого простого – развитие детей (пункт 3). В этом вопросе очень легко устраивать разрушени», ведь родители мало понимают в том, как надо делать, доверяют по старинке педагогам и просто не хотят задумываться над этим вопросом больше положенного.

Вроде бы занимаются с детьми. Методики какие-то новые – хорошо. Развивают по-европейски – шикарно. За небольшие денежки предложили дополнительно хореографию – замечательно. Подготовят к школе плюс к тому, что дают в саду – заплатим. Тем более, что это гарантирует (почти) место в выбранной школе.

Так, потихонечку и полегонечку приучают родителей платить, а постоянное изменение программ, технологий, введение вариативности разрушает одну систему, не дает построить другую систему, «откатать» ее и, как следствие, разрушается все дошкольное образование. 

На воспитание давят с помощью ювенальных технологий, активно продвигается правовое воспитание детей, толерантность и т.д. 

Как результат, закрепляющий на государственном уровне хаос, бессистемность и необязательность образования и воспитания – ФГОС дошкольного образования, о которых говорилось выше.

Отсутствие занятий родители еще могут пережить, но ведь параллельно ведется нападение и на другие значимые пункты, указанные выше. Здоровье и жизнь детей (в смысле ее сохранения, безопасность) – пункты 2 и 1. В понимании среднестатистического родителя здоровье – это питание и отсутствие болезней ребенка. 

Питание. За последние 5 лет как только не изгалялись над питанием детей в детских садах!  Меню 20дневное, меню 24 дневное, меню 10дневное. Меню по Коню, меню по Тобиасу и т.д. Сначала сделали меню «неудобоваримым». Например, в творожную запеканку добавляли морковь. Оранжевый цвет, более жидкая консистенция и привкус вместе взятые отбивали у детей желание есть это блюдо.  Или салат из кальмаров, зеленого лука, зеленого яблока, зеленого горошка и все это заправлено растительным маслом. Да еще и не соленый почти. Даже с майонезом взрослому человеку съесть это сложно, а уж дети просто смотрели на это блюдо с недоумением. Или овощи отварные: капуста брюссельская, цветная, брокколи. Без масла, почти без соли. И это гарнир. Или язык отварной. Скажете вкусно? Может быть вам, взрослым эстетам и нравится. А детям? Им сложно объяснить, зачем есть это странное «черное мясо». И в таком ракурсе все. Изредка проскакивали нормальные блюда: куриный суп, котлета, ежик, гречка, рис, макароны. И все. И ведь не придерешься! Закатив глаза, все диетологи с придыханием рассказывают о полезности данного меню. А дети голодные, ну, не привыкли они есть такие продукты и в таком сочетании!

Цель? А цель простая. Доказать родителям, что для них старались, денег на язык и кальмары не жалели, а они – плохие, бескультурные, правильно питаться не умеют. Получается, что родители «сами попросили» кормить «попроще». Дальше надо было этой простотой огорошить, донести до родителей осознание того, как плохо могут кормить в детском саду. Провели что? Модернизацию! Ввели инновационное меню!  Все продукты, которые возможно было насытить искусственными витаминами – насытили. Хлеб, йогурт, кефир, молоко, масло, конфеты. В компоты досыпались перед раздачей витаминизированные смеси. Появилось огромное количество инстантных напитков (кисели и т.д.).

Вместо яиц – меланж. Это белки и желтки, разделенные на производстве и упакованные в бутылки. Долго хранятся благодаря большому количеству различных «Е». Появились первые полуфабрикаты (пельмени, вареники, сырники, биточки, котлеты рыбные). Все эти нововведения сопровождались «показами – кормлениями» родителей, раздачей «скидочных» карточек фирм, производящих эти полуфабрикаты, круглыми столами «О пользе здоровой пищи» и т.д.

Но дети покрывались аллергической сыпью, синелиот  и сотавались голодными, у них болели животы от нерегулярности «здорового» питания. Поднялся бунт родителей. Митинги, демонстрации, пикетирование ДО г. Москвы. Власти «пошли навстречу» и убрали всю гадость (полуфабрикаты и витамины), сделали, как просили: просто и понятно.  В чем же проблема, спросите вы? Сразу после «бунта», пока родители «зализывали раны» и лечили детей от гастрита, аллергии и т.д., в детских садах провели реформу.  Раньше питание готовили штатные повара сада, а теперь организацию питания отдали сторонним организациям – комбинатам питания. И меню сделали очень простым и дешевым, теперь, наоборот, одни макароны и картошка. И порции стали меньше, а качество продуктов – хуже. 

Но родители помалкивают, почти сыты дети  и ладно. Хоть не болеют. И говорят постоянно всем мамам и бабушкам, что денег «на красную икру» нет. И внушают, что те деньги, которые платят за сад они, родители – копейки. И закон такой удачный «Об образовании» приняли. В нем есть теперь новое понятие: присмотр и уход. Вот за присмотр и уход деньги брать можно, это только образование в России по Конституции бесплатное.  И когда не понравится питание в очередной раз – в целях улучшения качества питания можно будет поднять цену... 

Так, что еще надо испортить в системе ухода за детьми? Ага, чисто очень в детском саду. Так, теперь все постельное белье, полотенца и т.д. отдается стирать в химчистку. А раньше-то, в детском саду стирали  в машинках стиральных, по мере загрязнения, порошком детским, гладили с любовью... А в ближайшее время - есть уже такие экспериментальные начинания - нянечек из сада уберут, будут клининговые компании чистоту поддерживать. А еду разносить в группу пока будет одна няня на несколько групп.

Так, подбираемся к безопасности, а точнее опасности для жизни. Все слышали, даже, наверное, те, у кого детей нет, как сложно с местами в детском саду в Москве? Правильно. Норматив – 2 квадратных метра на человека (на кладбище больше). Значит, детей много, воспитательница одна, няня одна (да и ту скоро уберут), за детьми физически невозможно уследить нормально. Места мало, они бьются просто из-за тесноты.

А с травмой куда? К медикам? А их нет. Все! Их отдали в ведомство поликлиник, а там такие ставки, нагрузки и зарплаты,что  мало кто хочет работать за копейки. Медсестра теперь больше ставки «не сидит» в детском саду, а это значит с 8 до 16, сад работает с 7 до 19.00. В оставшееся время лучше не получать травму.

А уж про специальный уход (ЛФК, физиотерапию, массаж) можете вообще забыть. Заодно и специалисты (логопед, дефектолог, психолог) как «предмет роскоши» убираются. И вот уже растиражировано в  СМИ несколько случаев со смертельным исходом в детских садах! Страшно вам, родители?

Подводим итог: в государственном саду не учат, не воспитывают, не лечат, не кормят нормально, жизнь и здоровье ребенка под угрозой. Параллельно развивается сеть НОУ (негосударственных образовательных учреждений) – им «зеленый свет». И дотации, и налоговые послабления, и переписанный в «удобную» сторону СанПин. Для тех мам, которые хотят сидеть дома с детьми планируется продлить возможность делать это до 5 лет (сейчас до 3х). Что же дальше, спрашивали вы? Будет ли дальше так же, как в дешевых муниципальных, государственных и т.д. детских садах США, Европы, Израиля и т.д.? 


Там ведь дети уже без питания (родители дают из дома еду в пакетиках – коробочках), там уже нет постельного белья (есть коврики, на которых можно спать в любом удобном месте помещения), там можно приходить с температурой, кашлем и насморком. И бесплатных занятий нет, это вредно. О медсестре там даже не вспоминают уже, может и была когда-то, да забрали в другое ведомство.  Осталось совсем чуть-чуть. Может быть не завтра и не послезавтра, но если безропотно следовать за «реформаторами по западному образцу» я  думаю, что кровати и горячая еда станут лишними в «камере хранения под названием детский сад».

Кульчицкая Анна.